Слово «кризис» в переводе с греческого означает «решение» или «поворотный пункт». Ученые считают, что кризис – это особенный период в жизни человека, он сопровождается серьезными психологическими изменениями.
Внешне кризис сможет выглядеть как что-то разрушающее привычное течение дел, но без него невозможен рост. Именно благодаря кризисам, человек способен подняться на новый уровень понимания, осознания и ответственности.
Кризисы сопровождают человека с самого рождения, в детстве они происходят чаще, чем во взрослом возрасте. Принято считать, что каждый ребенок должен пройти шесть кризисов развития прежде, чем он станет взрослым: кризис новорожденного, кризис 1 года, 3 лет, 6-7 лет, 10-12 лет, 13-16 лет.
Интересно, что этапы взросления раньше были совершенно другими, например, 100— 200 лет назад 14-летние подростки уже создавали семьи, брали на себя ответственность за новое поколение. Сейчас мы становимся взрослыми примерно к окончанию вуза.
Давайте узнаем вместе, какие кризисы бывают у детей, чем эти периоды охарактеризованы, для чего они нужны, и как необходимо вести себя родителям с наступлением того или иного кризиса.
6 основных детских кризисов
Кризис новорожденного. Это самый первый кризис в жизни ребенка, он же и самый короткий. Этот кризис необходим ребенку для того, чтобы адаптироваться к шумному миру после уютного маминого животика.
В процессе этого кризиса у ребенка формируются эмоции, первые реакции на окружающий мир. Этот кризис проходит достаточно спокойно и заканчивается к трехмесячному возрасту.
1 год. Это второй кризис в жизни ребенка, он может наступить в 9 месяцев или в 1,5 года. Он связан с тем, что к этому возрасту у ребенка изменяется физиология, если раньше он полностью зависел от мамы, то теперь он становится самостоятельным, он умеет ходить, может сам что-то делать.
Этот кризис необходим ребенку для осознания трех важных моментов: «я есть», «я могу существовать отдельно от других», «я хочу». К концу кризиса должен произойти разрыв «психологической плаценты» между мамой и ребенком, малыш должен научиться осознавать себя отдельной личностью.
В этот период родителям важно не навязывать ребенку свое мнение, а разрешать пробовать выбирать самому, делать что-то самому. Это очень важно для будущего вашего малыша, ведь если он сейчас не научится полагаться на себя, на свои знания и умения, это может не произойти никогда, и ваш ребенок так и останется слабовольным, нерешительным и беспомощным.
3 года. Этот кризис может начаться в 2,5 или даже в 3,5 года. В этот период ребенок хочет все делать сам, у него просыпается неимоверная жажда исследования. Совет родителям – не стоит запрещать ребенку познавать мир, не говорите ему «нет», не ругайте его за проявления эмоций, лучше подскажите ему, как сделать то, что он хочет, безопасным способом, проявить эмоции так, чтобы никого не обидеть.
В этот период решающее значение приобретает потребность в общении с другими детьми, постарайтесь обеспечить ребенку это общение, отдайте его в детский чад или в школу развития.
6—7 лет. Этот кризис связан со школой, его еще называют кризисом первоклассника. Он обусловлен тем, что теперь ребенок получает дополнительную свободу и дополнительные обязанности.
Кризис у всех первоклассников проявляется практически одновременно, в первый же месяц учебы. Это связано с тем, что в первые месяцы обучения ребенку нужно научиться сдерживать свои эмоции и порывы, а также подчиняться школьным правилам.
Ограничения, которые привносит в жизнь ребенка школа, могут привести к тому, что малыш станет плаксивым, раздражительным, тревожным, агрессивным.
В это время родителям советуют поддерживать ребенка, стараться дать ему свободу там, где это возможно, пусть дома ребенок будет активным, пусть бегает и скачет, раз в школе этого делать нельзя.
10— 12 лет. Этот кризис обычно проходит достаточно спокойно. В период кризиса ребенок пытается найти золотую середину между собственным мнением и мнением коллектива. Сейчас он учится выражать свою мысль, определяется в своем взгляде на тот или иной вопрос.
Важно, чтобы родители в этот период интересовались тем, что считает ребенок, о чем он думает, чтобы они уважали его мнение, считались с ним. Стоит помнить, что если сейчас ребенок не утвердится в своем взгляде на жизнь, то в дальнейшем сделать это будет проблематично.
13—16 лет. Этот кризис называют подростковым. Его интенсивность и успешность зависит от того, как прошли все предыдущие кризисы, насколько ребенок сформировал свое мнение, умение общаться с людьми, насколько он умеет принимать решения, отстаивать свою мысль.
Этот период ознаменован тем, что подросток хочет свободы, он мечтает избавиться от гиперопеки, если таковая имеется.
Совет родителям – дайте ребенку свободу, но с некоторыми оговорками, объясните ему, почему нельзя гулять до 4 утра, почему та или иная поездка может быть опасной, растолкуйте ребенку, где находится граница дозволенного, объясните, что вы не хотите ему ничего запрещать, просто вы хотите, чтобы он был жив и здоров.
Взаимопонимания вам с детьми!