Эмоциональные срывы у подростков: неотложная помощь и способ развить эмоциональный интеллект

Что делать, если у ребенка участились эмоциональные срывы? Почему ранее спокойный подросток вдруг начинает взрываться по любому поводу? Как помогать ему и не срываться самим? 

В психологии есть выражение «эмоциональное половодье», когда «эмоции затопляют мозг». Оказывается, при сильном эмоциональном ударе, в состоянии аффекта, лобные доли головного мозга, отвечающие за принятие решений, отключаются.

У детей функции лобных долей не сформированы, поэтому 2-3 х летний малыш не может себя уговорить, если боится, радуется, расстраивается - переживает разные эмоции.

РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ПРИНЯТЬ, НАЗВАТЬ ЭМОЦИЮ И ПРИДУМАТЬ ПЛАН, КАК ОБЛЕГЧИТЬ ПРОЖИВАНИЕ ЭТИХ ЧУВСТВ

Например, боксировать подушку при злости или обнимать любимую игрушку при неприятных медицинских процедурах...

Эмоции под запретом

К сожалению, родители чаще реагируют на проявление эмоций своих детей так же, как их воспитывали в детстве: запрещают чувствовать и проявлять эмоции. Мамы больше склонны отрицать, запрещают чувствовать: «Это совсем не больно», «Ничего страшного». Папы же запрещают проявлять эмоции: «Не смей плакать», «Никогда не показывай, что боишься».  И ребенок сдерживается. 

После такого долгого терпения происходит взрыв (аффект) или неотреагированные, подавленные чувства сохраняются в организме в виде заболеваний.

К подростковому возрасту дети нарабатывают те или иные способы отреагирования. Но гормональная перестройка, дисбаланс структур мозга оказывают влияние на поведение подростка. Особенно такие изменения заметны родителям спокойных детей.

Спокойствие уже в прошлом

Мамы и папы холериков уже в младенчестве сталкиваются с перепадами настроения своих детей. Таких деток чаще водят к психологу или на группы коррекции. А спокойных деток, флегматиков или уравновешенных сангвиников больше загружают развивалками для вундеркиндов. Спокойные дети «удобны» воспитателям, показывают высокие достижения, радуют родителей. Поэтому, когда десятилетка — отличник, победитель олимпиад, вдруг начинает грубить, хлопать дверью и отрицать свои достижения и интересы, родители в замешательстве, иногда - в шоке.

Прежде всего важно понимать, что

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ, КАК ВЕТРЯНКА, ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЙДЁТ. НО ПРОЖИТЬ ЕГО ВАЖНО ВОВРЕМЯ, ЧТОБЫ ПОТОМ НЕ БЫЛО ОСЛОЖНЕНИЙ

Светлана Ройз

Эмоциональный интеллект необходимо развивать еще  и потому, что он ценится намного больше, чем знания. Люди с высоким эмоциональным интеллектом более успешны, здоровы и счастливы. Именно этого мы желаем нашим детям! 

Эмоциональный интеллект родителей

Развивая эмоциональный интеллект вместе с подростком, взрослые помогают себе и поддерживают своего ребёнка. Это такая «зеленка» во время «ветрянки», подросткового кризиса.

Наша с вами задача -  рассматривать конфликтные ситуации, эмоциональные всплески не как проблемы, а как возможности развития.

Признаки развитого эмоционального интеллекта

Выделяют ряд признаков высокого эмоционального интеллекта. Взрослые могут помочь подросткам, развивая эти навыки вместе.

Способность узнавать и называть свои чувства.

Маленькие дети успокаиваются, если озвучить их чувства. Называние чувств помогает и взрослому, но люди не всегда находят подходящие слова, чтобы рассказать о своих переживаниях и ощущениях.

  • Ребёнку 2-3-х лет мы называем чувства: тебе сейчас страшно, весело, грустно.
  • С подростками озвучиваем только свои: я злюсь, мне грустно, спрашиваем: что ты чувствуешь?

Хорошо обсудить какие чувства испытывали и как проявляли герои фильма или книги.

  • Смотрите фильмы и читайте книги, интересные вашим детям. Уместное цитирование любимых героев очень помогает наладить коммуникацию с подростком.

Для развития способности называния чувств есть семейные игры.

  • Все члены семьи пишут список чувств. Затем каждый читает вслух свой список, если повтор, то вычеркивают. Побеждает тот, у кого больше неназванных чувств.

Умение управлять чувствами.

Это очень сложно для подростков, потому что префронтальная кора головного мозга, ответственная за понимание последствий, контроль и подавление сиюминутных импульсов находится в непрерывном развитии. Подростки нуждаются в поддержке и мотивации со стороны взрослых в вопросах, касающихся размышлений над своими действиями.

МЫ, ВЗРОСЛЫЕ, ДОЛЖНЫ СТАТЬ «ЛОБНОЙ ДОЛЕЙ» НАШИХ ДЕТЕЙ, ВЫПОЛНЯЯ ФУНКЦИИ, КОТОРЫЕ В ИХ МОЗГУ ЕЩЁ ТОЛЬКО ФОРМИРУЮТСЯ

Альберто Пеллай

Стать «лобной долей» — это не морализатороство и рассказы о том, что такое хорошо и что такое плохо, а больше вопросов и побуждение к размышлениям.

Самые правильные и важные вещи подросток воспринимает, как давление, ограничение его свободы, если это только не вывод, к которому он пришёл сам.

Способность к эмпатии - умение ощущать, что чувствует другой человек.

Сопереживая героям спектакля или фильма, подросток уже может сдерживать себя в проявлении эмоции. Для того, чтобы эмоция не была подавлена, важно дать возможность проговорить, что чувствовал или отреагировать позже — поплакать, проявить двигательную активность.

Мой десятилетний сын не плакал на фильме «Киборги», после сеанса отказался говорить о фильме, сославшись на головную боль. В тот вечер выпал снег и мы пошли прогуляться вдвоём. Говорили о простых вещах: красоте природы, следах на снегу. Встретили семью с малышом, которые лепили снеговика на темной площадке. Здесь, в темноте зимнего вечера мой взрослеющий сын разрешил себя обнять и разрешил себе плакать.

Сопереживать без слов

  • Умение оказать эмоциональную поддержку другим.

Важный навык в развитии эмоционального интеллекта. Умение поддержать другого лучше всего проявляется в совместных поездках с одноклассниками, на спортивных сборах, в лагерях отдыха. Такие поездки очень важны и желанны для подростков. Родители отмечают, как в этих поездках дети взрослеют.

В коллективе подросток осваивает ещё и

  • Умение строить эмоционально-тёплые отношения.

Наступает время лучших друзей и первых свиданий. Для родителей в этот волнительный период важно быть рядом, но не вмешиваться, давая советы и наставления.

Начало любовных, близких дружеских отношений способствует не только укреплению и улучшению нашей способности взаимодействовать с другими людьми, но и помогает понять самих себя.

ОСНОВНОЙ НАВЫК УСПЕШНОСТИ, КОТОРЫЙ ЗАКЛАДЫВАЕТСЯ В ДЕТСТВЕ,— УМЕНИЕ ПЕРЕЖИВАТЬ ФРУСТРАЦИЮ (РАЗОЧАРОВАНИЕ, НЕВОЗМОЖНОСТЬ ПОЛУЧИТЬ ЖЕЛАЕМОЕ), НЕ РАЗРУШАЯСЬ.

Немногие взрослые обладают таким навыком, поэтому родителям важно обращаться за помощью к специалистам. Существуют группы общения для подростков, психологи, психотерапевты, наставники.

  • Просить о помощи — тоже важный навык. Не спешите помогать решать проблемы своего подростка. Сделав паузу, вы даёте возможность подростку самому осознать, что ему нужна помощь, обратиться к вам.
  • Умение отказать, сказать «нет».

Обращаясь к человеку с просьбой, мы готовы к тому, что собеседник может не согласиться, отказать нам.

Родители чаще выдвигают требования, что приводит к сопротивлению или подчинению со стороны подростка. Сопротивление приводит к конфронтации, а подчинение подавляет личность. Возможность отказать, сказать «нет» ребёнок воспринимает как уважение к его личности.

Так подросток учится выстраивать границы, оценивать риски для себя и окружающих.

  • Умение изменять чувства, успокаиваться и умение мотивировать себя.

Лучшие помощники в развитии этих навыков — спортивные секции, йога, дыхательные практики, кинезиологическая гимнастика, массаж.

Существует огромный выбор методик, упражнений для саморегуляции: от стакана воды, счета до десяти и глубокого дыхания до знания «точек мозга» и техник сонастройки.

Важно помнить, что в момент «затопления» бесполезно рассказывать утопающему, кто виноват и что делать. Заметить и оказать первую помощь необходимо, потому что тонут обычно тихо без призывов о помощи. Если чувствуете, что сами не справляетесь — обращайтесь к специалистам.



Источник: http://4mama.ua/kids/teenagers/6950-emotsionalnyy-vzryv-u-podrostkov-neotlozhnaya-pomosht-i-povod-razvivat-emotsionalnyy

Возможно, Вам будет интересно:

Один в один – почему дети подражают
Воспитание без запретов: за и против
Гормональная буря и психологические особенности подросткового возраста
Как научить ребенка делать уроки?
Как настроить ребёнка на учёбу?
Бить или не бить: почему родители берут в руки ремень?
Границы без ограничений
Как научить ребенка не бояться ошибок?
«Козел отпущения», «золушка», «кумир семьи» и другие роли детей
Как победить детские капризы: правило игнора

Добавить комментарий:

Всего комментариев: 0
Имя *:
Код *:
close