Что делать, если у ребенка участились эмоциональные срывы? Почему ранее спокойный подросток вдруг начинает взрываться по любому поводу? Как помогать ему и не срываться самим?
В психологии есть выражение «эмоциональное половодье», когда «эмоции затопляют мозг». Оказывается, при сильном эмоциональном ударе, в состоянии аффекта, лобные доли головного мозга, отвечающие за принятие решений, отключаются.
У детей функции лобных долей не сформированы, поэтому 2-3 х летний малыш не может себя уговорить, если боится, радуется, расстраивается — переживает разные эмоции.
РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ПРИНЯТЬ, НАЗВАТЬ ЭМОЦИЮ И ПРИДУМАТЬ ПЛАН, КАК ОБЛЕГЧИТЬ ПРОЖИВАНИЕ ЭТИХ ЧУВСТВ
Например, боксировать подушку при злости или обнимать любимую игрушку при неприятных медицинских процедурах…
Эмоции под запретом
К сожалению, родители чаще реагируют на проявление эмоций своих детей так же, как их воспитывали в детстве: запрещают чувствовать и проявлять эмоции. Мамы больше склонны отрицать, запрещают чувствовать: «Это совсем не больно», «Ничего страшного». Папы же запрещают проявлять эмоции: «Не смей плакать», «Никогда не показывай, что боишься». И ребенок сдерживается.
После такого долгого терпения происходит взрыв (аффект) или неотреагированные, подавленные чувства сохраняются в организме в виде заболеваний.
К подростковому возрасту дети нарабатывают те или иные способы отреагирования. Но гормональная перестройка, дисбаланс структур мозга оказывают влияние на поведение подростка. Особенно такие изменения заметны родителям спокойных детей.
Спокойствие уже в прошлом
Мамы и папы холериков уже в младенчестве сталкиваются с перепадами настроения своих детей. Таких деток чаще водят к психологу или на группы коррекции. А спокойных деток, флегматиков или уравновешенных сангвиников больше загружают развивалками для вундеркиндов. Спокойные дети «удобны» воспитателям, показывают высокие достижения, радуют родителей. Поэтому, когда десятилетка — отличник, победитель олимпиад, вдруг начинает грубить, хлопать дверью и отрицать свои достижения и интересы, родители в замешательстве, иногда — в шоке.
Прежде всего важно понимать, что
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ, КАК ВЕТРЯНКА, ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЙДЁТ. НО ПРОЖИТЬ ЕГО ВАЖНО ВОВРЕМЯ, ЧТОБЫ ПОТОМ НЕ БЫЛО ОСЛОЖНЕНИЙ
Светлана Ройз
Эмоциональный интеллект необходимо развивать еще и потому, что он ценится намного больше, чем знания. Люди с высоким эмоциональным интеллектом более успешны, здоровы и счастливы. Именно этого мы желаем нашим детям!
Эмоциональный интеллект родителей
Развивая эмоциональный интеллект вместе с подростком, взрослые помогают себе и поддерживают своего ребёнка. Это такая «зеленка» во время «ветрянки», подросткового кризиса.
Наша с вами задача — рассматривать конфликтные ситуации, эмоциональные всплески не как проблемы, а как возможности развития.
Признаки развитого эмоционального интеллекта
Выделяют ряд признаков высокого эмоционального интеллекта. Взрослые могут помочь подросткам, развивая эти навыки вместе.
Способность узнавать и называть свои чувства.
Маленькие дети успокаиваются, если озвучить их чувства. Называние чувств помогает и взрослому, но люди не всегда находят подходящие слова, чтобы рассказать о своих переживаниях и ощущениях.
- Ребёнку 2-3-х лет мы называем чувства: тебе сейчас страшно, весело, грустно.
- С подростками озвучиваем только свои: я злюсь, мне грустно, спрашиваем: что ты чувствуешь?
Хорошо обсудить какие чувства испытывали и как проявляли герои фильма или книги.
- Смотрите фильмы и читайте книги, интересные вашим детям. Уместное цитирование любимых героев очень помогает наладить коммуникацию с подростком.
Для развития способности называния чувств есть семейные игры.
- Все члены семьи пишут список чувств. Затем каждый читает вслух свой список, если повтор, то вычеркивают. Побеждает тот, у кого больше неназванных чувств.
Умение управлять чувствами.
Это очень сложно для подростков, потому что префронтальная кора головного мозга, ответственная за понимание последствий, контроль и подавление сиюминутных импульсов находится в непрерывном развитии. Подростки нуждаются в поддержке и мотивации со стороны взрослых в вопросах, касающихся размышлений над своими действиями.
МЫ, ВЗРОСЛЫЕ, ДОЛЖНЫ СТАТЬ «ЛОБНОЙ ДОЛЕЙ» НАШИХ ДЕТЕЙ, ВЫПОЛНЯЯ ФУНКЦИИ, КОТОРЫЕ В ИХ МОЗГУ ЕЩЁ ТОЛЬКО ФОРМИРУЮТСЯ
Альберто Пеллай
Стать «лобной долей» — это не морализатороство и рассказы о том, что такое хорошо и что такое плохо, а больше вопросов и побуждение к размышлениям.
Самые правильные и важные вещи подросток воспринимает, как давление, ограничение его свободы, если это только не вывод, к которому он пришёл сам.
Способность к эмпатии — умение ощущать, что чувствует другой человек.
Сопереживая героям спектакля или фильма, подросток уже может сдерживать себя в проявлении эмоции. Для того, чтобы эмоция не была подавлена, важно дать возможность проговорить, что чувствовал или отреагировать позже — поплакать, проявить двигательную активность.
Мой десятилетний сын не плакал на фильме «Киборги», после сеанса отказался говорить о фильме, сославшись на головную боль. В тот вечер выпал снег и мы пошли прогуляться вдвоём. Говорили о простых вещах: красоте природы, следах на снегу. Встретили семью с малышом, которые лепили снеговика на темной площадке. Здесь, в темноте зимнего вечера мой взрослеющий сын разрешил себя обнять и разрешил себе плакать.
Сопереживать без слов
- Умение оказать эмоциональную поддержку другим.
Важный навык в развитии эмоционального интеллекта. Умение поддержать другого лучше всего проявляется в совместных поездках с одноклассниками, на спортивных сборах, в лагерях отдыха. Такие поездки очень важны и желанны для подростков. Родители отмечают, как в этих поездках дети взрослеют.
В коллективе подросток осваивает ещё и
- Умение строить эмоционально-тёплые отношения.
Наступает время лучших друзей и первых свиданий. Для родителей в этот волнительный период важно быть рядом, но не вмешиваться, давая советы и наставления.
Начало любовных, близких дружеских отношений способствует не только укреплению и улучшению нашей способности взаимодействовать с другими людьми, но и помогает понять самих себя.
ОСНОВНОЙ НАВЫК УСПЕШНОСТИ, КОТОРЫЙ ЗАКЛАДЫВАЕТСЯ В ДЕТСТВЕ,— УМЕНИЕ ПЕРЕЖИВАТЬ ФРУСТРАЦИЮ (РАЗОЧАРОВАНИЕ, НЕВОЗМОЖНОСТЬ ПОЛУЧИТЬ ЖЕЛАЕМОЕ), НЕ РАЗРУШАЯСЬ.
Немногие взрослые обладают таким навыком, поэтому родителям важно обращаться за помощью к специалистам. Существуют группы общения для подростков, психологи, психотерапевты, наставники.
- Просить о помощи — тоже важный навык. Не спешите помогать решать проблемы своего подростка. Сделав паузу, вы даёте возможность подростку самому осознать, что ему нужна помощь, обратиться к вам.
- Умение отказать, сказать «нет».
Обращаясь к человеку с просьбой, мы готовы к тому, что собеседник может не согласиться, отказать нам.
Родители чаще выдвигают требования, что приводит к сопротивлению или подчинению со стороны подростка. Сопротивление приводит к конфронтации, а подчинение подавляет личность. Возможность отказать, сказать «нет» ребёнок воспринимает как уважение к его личности.
Так подросток учится выстраивать границы, оценивать риски для себя и окружающих.
- Умение изменять чувства, успокаиваться и умение мотивировать себя.
Лучшие помощники в развитии этих навыков — спортивные секции, йога, дыхательные практики, кинезиологическая гимнастика, массаж.
Существует огромный выбор методик, упражнений для саморегуляции: от стакана воды, счета до десяти и глубокого дыхания до знания «точек мозга» и техник сонастройки.
Важно помнить, что в момент «затопления» бесполезно рассказывать утопающему, кто виноват и что делать. Заметить и оказать первую помощь необходимо, потому что тонут обычно тихо без призывов о помощи. Если чувствуете, что сами не справляетесь — обращайтесь к специалистам.