Поведение ребенка приводит вас в замешательство? Он ведет себя не так, как вели себя вы в его возрасте. Он нерешительный, колеблющийся, сдержанный и малообщительный. Вместо того чтобы с головой погружаться в игры, он предпочитает стоять в стороне и наблюдать за другими детьми. При этом его общение ограничено всего несколькими людьми. С вами же он общается совершенно непредсказуемо – иногда без умолку рассказывает интересные истории, а иногда просто замолкает, и вы не можете понять, что происходит в его голове. Много времени он проводит в своей комнате в одиночестве. А его учитель говорит вам о том, что ему нужно быть активнее на уроках. Но что еще более странно при всем этом, так это то, что он, кажется, абсолютно доволен ситуацией. Если вы узнали своего ребенка, поздравляем, у вас интроверт.
Родители-экстраверты часто волнуются по поводу своих детей-интровертов и даже задумываются о том, не является ли их поведение каким-то отклонением от нормы. Конечно, дети могут испытывать тревогу и страдать от депрессии так же, как и взрослые. Здесь важно знать характерные признаки таких состояний, их подлинные симптомы. Так, иногда отказ от общения с друзьями и семьей наряду с низким уровнем энергии и потерей аппетита свидетельствуют о большем, чем просто интроверсия.
Однако многие дети-интроверты вообще не испытывают ни депрессии, ни тревоги. Они так ведут себя благодаря врожденной конституции, особому складу личности. Чем глубже вы примете естественную природу ребенка-интроверта, тем счастливее он будет.
Как заботиться о ребенке-интроверте
1. Знайте, что нет ничего необычного или постыдного в том, чтобы быть интровертом
В мире немало интровертов. В разных исследованиях их число варьирует от 25 до 30-ти процентов. Среди них Фредерик Шопен, Исаак Ньютон, Альберт Эйнштейн, Артур Шопенгауэр, Стивен Спилберг, Джоан Роулинг, Мать Тереза, Махатма Ганди и многие другие выдающиеся и талантливые люди.
2. Поймите, что конституция вашего ребенка обусловлена биологией
В мозге интровертов и мозге экстравертов есть некоторые отличительные особенности. Так, например, у них по-разному проложена нейронная «проводка» и движение нейромедиаторов происходит по несколько отличающимся траекториям. К тому же, в своей работе мозг интровертов и мозг экстравертов склоняется к разным отделам нервной системы (интроверты предпочитают парасимпатическую систему – «отдыхай и переваривай (т. е. анализируй и синтезируй)», а экстраверты – симпатическую – «дерись, беги или замри»). Кроме того, исследования обнаружили, что у интровертов в префронтальной коре (области мозга, ответственной за абстрактное мышление и принятие решений), количество серого вещества больше. Поэтому, если ваш ребенок более осторожен и сдержан, чем его сверстники-экстраверты, будьте уверены, что существует биологическое обоснование такого поведения.
3. Знакомьте ребенка с новыми людьми и обстановкой постепенно
Интроверты часто чувствуют себя встревоженными и взволнованными тем, что могут не справиться как в новых условиях, так и в обществе новых людей. Если вы планируете посетить общественное мероприятие, не рассчитывайте на то, что ваш ребенок немедленно включится в происходящее и начнет общаться с присутствующими там детьми. Если это возможно, приедьте заранее, чтобы он освоился и тоже почувствовал, как другие люди входят в пространство, которым постепенно «овладевают».
Другой вариант – попросить ребенка воздержаться от активного участия в событиях и отойти на комфортное расстояние – возможно стоять рядом с вами, где он чувствует себя в безопасности, и просто наблюдать за событиями в течение нескольких минут. Спокойное наблюдение поможет ему осознать происходящее и немного адаптироваться.
Если нет возможности прибыть заранее или наблюдать за процессом со стороны, просто накануне обсудите с ребенком предстоящее событие, поговорив о том, кто будет присутствовать и что, скорее всего, будет происходить, какие чувства у него могут возникнуть и что он может сказать, чтобы завести разговор с тем, кто его заинтересует.
Независимо от того, к каким новым впечатлениям вы приучаете ребенка, помните: двигайтесь медленно, но поступательно. Не позволяйте ему отказываться от нового опыта, однако уважайте пределы его возможностей, даже если они покажутся вам экстремальными. Вместе с ребенком осторожно и деликатно познавайте и осваивайте то, из-за чего он так переживает.
4. Напоминайте ребенку о том, что он может делать перерывы в общении, если чувствует себя перегруженным или усталым
Следует помнить о том, что во время общения экстраверты чувствуют воодушевление и эмоциональный подъем, интровертов же оно, как правило, истощает. Если ваш ребенок уже постарше, он может самостоятельно уйти в тихую часть комнаты или на улицу, тем самым обезопасив себя от растраты последних сил. Если же ребенок еще маленький, он может не заметить момента наступления утомления, поэтому вам самим придется проследить за появляющимися признаками его усталости.
5. Хвалите ребенка, когда он проявляет социальную смелость
Пусть ребенок знает, что вы восхищаетесь тем, как он поступил. Говорите, например: «Вчера я видела, как ты разговаривал с новым мальчиком в вашем классе. Я знаю, как тебе было нелегко, но я горжусь тем, что ты сделал».
6. Отмечайте моменты, когда ребенку начинает нравиться то, чего он поначалу боялся
Говорите: «Ты думал, что ужасно проведешь время на дне рождения своего одноклассника, а в конечном итоге познакомился с новыми друзьями». Со временем благодаря такому положительному подкреплению ребенок, скорее всего, сможет самостоятельно регулировать возникающие чувства волнения и страха.
7. Помогайте ребенку развивать свои увлечения
У вашего ребенка могут быть глубокие и, возможно, даже уникальные интересы. Предоставьте ему возможность для их практической реализации. Некоторым детям хорошо подходят футбол и музыка, но не забывайте также предлагать своему ребенку такие нестандартные занятия, как писательская студия или лагерь юных естествоиспытателей. Активное участие в их работе приносит счастье, прекрасное самочувствие, эмоциональное равновесие и уверенность, а также предоставляет ребенку возможности для общения с другими детьми, у которых такие же любимые увлечения (и, возможно, схожая конституция).
8. Поговорите с учителем об интроверсии вашего ребенка
Это поможет учителям правильно истолковывать его поведение. Некоторые педагоги ошибочно полагают, что дети-интроверты не часто высказываются в классе, потому что им не интересно или они не уделяют занятиям должного внимания. Наоборот, ученики-интроверты могут быть весьма внимательными и сосредоточенными, но зачастую предпочитают слушать и наблюдать, а не активно участвовать. Кроме того, если учитель знает об интроверсии вашего ребенка, он сможет деликатно помочь ему наладить взаимодействие с одноклассниками, участие в групповой работе или просто обычное пребывание в классе.
9. Учите ребенка стоять за себя
Ребенка младшего возраста научите четко и выразительно говорить «стоп» или «нет», когда другой малыш пытается отобрать у него игрушку. Если ребенок уже старше и подвергается издевательствам или несправедливому отношению в школе, поощряйте его четко и ясно высказывать свою позицию обидчику или, если необходимо, взрослому. Для начала ему нужно объяснить, насколько важными являются характеристики его голоса: тон, громкость, интонации и т. д. Порой даже более важными, чем слова.
10. Приложите все усилия, чтобы ребенок чувствовал себя «услышанным»
Прислушивайтесь к своему ребенку и задавайте вопросы, которые помогут вовлечь его в разговор. Многие интроверты – и дети, и взрослые – борются за то, чтобы их «услышали». Ведь интроверты живут внутренней жизнью и им необходимо, чтобы кто-то вызывал их на откровенность («выманивал» из их крепости). Без родителей, которые слушают и откликаются, как эхо, на то, о чем они думают, такие дети могут заблудиться в собственных мыслях.
11. Помните: ваш ребенок может и не обратиться за помощью
Интроверты, как правило, впитывают проблемы (трансформируют их в свое внутреннее «приобретение», придавая им субъективный характер). Ваш ребенок может и не рассказать вам о сложной ситуации в школе или конфликте с другом, хотя желает этого и/или может получить пользу от наставничества взрослого. Поэтому задавайте вопросы и искренне слушайте, при этом ничего не выпытывая и не превращая беседу в допрос.
12. Не называйте ребенка «застенчивым»
«Застенчивый» – это слово, имеющее негативный оттенок. Если ваш ребенок-интроверт довольно часто слышит слово «застенчивый», он может поверить в то, что его дискомфорт при общении с людьми – это неизменная («пожизненная») черта характера, а не чувство, которым он может научиться управлять. Более того, слово «застенчивый» отражает сдерживание и подавление, которое испытывает ребенок, и не помогает ему понять истинную причину своего внутреннего состояния – конституционную интроверсию. К тому же то, что зачастую выглядит как застенчивость, в случае с ребенком-интровертом застенчивостью может и не являться и зачастую не является.
13. Не переживайте о том, что у ребенка всего несколько близких друзей
Интроверты ищут в отношениях глубину, а не ширину. Они предпочитают маленький круг друзей и, как правило, им не интересно быть в центре всеобщего внимания сверстников.
14. Не принимайте на свой счет и не расстраивайтесь, если ребенок хочет проводить время в одиночестве
Все, что вытягивает ребенка из его внутреннего мира, например, походы в школу, общение или даже привыкание к новому расписанию, – истощает его. Если он проводит время в одиночестве в своей комнате, возможно, читая книгу, играя на компьютере или просто размышляя о событиях своего дня, не обижайтесь и не делайте из этого вывод, будто ребенку не нравится быть со своей семьей. Скорее всего, как только он зарядится энергией, он захочет снова проводить время с родными и близкими.
15. Радуйтесь конституции вашего ребенка
Не просто принимайте ребенка таким, какой он есть; цените и дорожите тем, какой он. Дети-интроверты зачастую добры, вдумчивы, сосредоточены и, когда их окружение приятно и вызывает доверие, могут быть очень интересными собеседниками.