К сожалению, многие родители не осознают, насколько часто используют негативные формы общения со своими детьми. Как следствие, такие родители могут посеять в детях зерно недоверия и низкой самооценки. Вот почему очень важно осознать и откорректировать любые негативные формы коммуникации, которые волей-неволей появляются в общении с ребенком.
Далее будет приведен список примеров негативного общения. Родителям предстоит внимательно изучить его и выделить для себя те модели негативной коммуникации, которые покажутся им близкими и знакомыми. А после выявления проблемных зон обязательно приступить к внесению соответствующих изменений. Имейте в виду, что приведенный ниже список содержит далеко не все возможные примеры негативного общения. Существуют и другие аспекты отношений, которые можно расценивать как негативные.
Примеры негативного общения, которых родителям необходимо избегать
Ворчание и нотации. Ворчание повторяет что-то, что уже было сказано. Нотации родителей дают больше информации, чем необходимо, при этом родители не останавливаются для того, чтобы выслушать мнение или идеи ребенка. Родители могут избежать придирок, ворчания и нотаций, если будут придерживаться кратких разговоров с детьми. После того как они что-то сказали один раз, нет необходимости повторять это снова. Если дети не делают того, о чем их попросили, то вместо ворчания родителям стоит воспользоваться определенной системой последствий (которые не доходят до уровня наказания, но воспитывают ответственность за поступки). Зачастую ворчание и нотации становятся той причиной, из-за которой дети просто перестают слушать и начинают защищаться или обижаться на родителей.
Прерывание ребенка на полуслове. Когда дети что-то говорят, родители должны дать им возможность закончить то, что они хотели сказать, прежде чем начать говорить самим. Это обычная вежливость. Дети, которые чувствуют, что даже слово не могут вставить или чувствуют напряжение от потребности ускорить свои высказывания, пока их не перебили, могут перестать общаться вообще.
Критика. Родители должны избегать критиковать взгляды своих детей, их чувства, идеи, понимание и/или самих детей в целом. В таких критических замечаниях дети часто усматривают прямые нападки, результатом чего может стать формирование у них заниженной самооценки. Если это необходимо, родители должны подвергнуть критике поведение или какой-то определенный поступок ребенка, но не его самого.
Зацикливание на прошлом. После того как проблема или конфликт разрешился, родители должны стараться не упоминать о нем снова. Важно позволить детям начать все заново, с чистого листа, дать им такое право. Родители, которые постоянно припоминают своим детям прошлые ошибки, тем самым учат их хранить обиды в течение длительного времени. Кроме того, дети должны знать, что как только вопрос был урегулирован, результат его урегулирования становится незыблемым.
Контролирование детей с помощью чувства вины – заключается в попытке заставить детей чувствовать себя виноватыми за свои мысли, чувства и/или действия. Родители, которые используют чувство вины, чтобы контролировать своих детей, могут нанести большой вред взаимоотношениям.
Использование сарказма. Родители используют сарказм, когда говорят детям то, что на самом деле не имеют в виду, а подразумевают как раз прямо противоположное, выражая это интонацией своего голоса. Например, когда ребенок задел что-то и разбил, родитель говорит что-то вроде: «Ты такая грациозная!». Сарказм по отношению к ребенку очень ранит его. Родителям важно понять, что сарказм никогда не станет тем полезным инструментом, который можно использовать для эффективного общения со своими детьми.
Рассказывание детям, каким образом можно решать их проблемы. Это происходит, когда родители вскакивают и рассказывают своим детям буквально в мельчайших подробностях, что они должны предпринять, вместо того, чтобы позволить им внести свой собственный вклад в решение проблемы. Родители, которые указывают своим детям, как конкретно им необходимо поступать в сложных ситуациях, могут зародить в детях веру в то, что они никак не контролируют собственную жизнь и не в силах что-либо решить. В таком случае дети могут прийти к выводу, что родители им не доверяют. Или же, наоборот, могут негодовать и в результате не подчиниться родительским наставлениям.
Подавление (унижение) детей. Оскорбительные высказывания можно представить в различных формах, таких как обзывание, высмеивание, осуждение, обвинение, и т. д. Оскорбления наносят огромный ущерб эффективной коммуникации. К тому же оскорбительные выпады способны подорвать детскую самооценку. Подавленные (или униженные) дети часто ощущают себя отвергнутыми, нелюбимыми и даже неполноценными.
Использование угроз. Угрозы редко бывают эффективными. Чаще всего они способствуют тому, что дети чувствуют себя бессильными, обижаются на своих родителей, и больше ничего.
Ложь. Как бы ни было заманчиво прибегнуть ко лжи, чтобы, например, избежать разговора на неудобные темы, родители не должны этого делать. Необходимо постараться быть максимально открытым и честным со своими детьми. Это будет их стимулировать к такой же открытости и честности в общении со своими родителями. Также не забывайте, что дети очень проницательны. Они прекрасно чувствуют, когда их родители не до конца честны с ними. А значит, это может привести к появлению недоверия.
Отрицание детских чувств. Когда дети говорят своим родителям, как себя чувствуют, родители не должны относиться к этому несерьезно. Если, например, родитель понимает, что ребенку вовсе нечего грустить о проигрыше в командной игре, что это все ерунда, он не должен говорить об этом. Лучше сказать что-то поддерживающее, например: «Я знаю, вы очень хотели победить. Иногда так тяжело проигрывать». С детьми младшего возраста это можно сделать с помощью простых и конкретных слов. Дети нуждаются в том, чтобы их чувства всегда находили поддержку у родителей. Когда дело доходит до чувств ребенка, родители непременно должны выразить им свое понимание. Если они этого не сделают, то дети почувствуют себя неправильно понятыми (или непонятыми вовсе).
«Кирпичики» общения
Вот несколько примеров высказываний, которые родители могут адресовать своим детям, чтобы помочь им установить хорошую коммуникативную связь:
- «Я бы хотела услышать об этом».
- «Расскажи мне об этом поподробнее».
- «Ух ты. Я слушаю».
- «Я понимаю».
- «Что ты думаешь о…?».
- «Ты хочешь рассказать об этом?».
- «Есть ли что-нибудь еще, о чем бы ты хотел поговорить со мной?».
- «Это интересно».
- «Ничего себе!».
- «Мне очень интересно».
- «Объясни мне, пожалуйста».
Эффективное, открытое общение требует постоянной практики. Родителям стоит признать, что, конечно, им не достичь совершенства. Все родители совершают ошибки. Но очень важно при этом, что они прикладывают усилия, чтобы эффективно общаться со своими детьми, и начинают это в самом раннем возрасте своих малышей. И тогда результатом непременно будут отношения между родителями и их детьми в течение всей жизни – более близкие, крепкие и прекрасные.