,
person_outline
phone

Как научить детей обходиться без родителей ?

Мир знает немало примеров, когда воспитанное в любви и достатке чадо в результате превращалось в инфантильное, безответственное существо. Почему так происходит? И можно ли с этим бороться?

Уже доказано, что ответственность – качество не врожденное. Его надо прививать и развивать. Буквально с младых ногтей человек должен четко усвоить: он обязан быть ответственным за свои проступки и уметь принимать вознаграждение (прежде всего, моральное) за свои успехи. Итак, как же воспитать ответственность?

Если ваш маленький ребенок выражает желание вам помочь, например, помыть посуду, собрать чистые носки или загрузить грязное белье в стиральную машинку, предоставьте ему такую возможность. Даже если у малыша не будет получаться – ничего страшного. Главное в том, что он учится вам помогать!

Когда ребенок сам выполняет то, что он хочет (а не вы вместо него), он осознает силу своих решений, понимает, что может действовать сам. Таким образом, кроха начинает ощущать себя самостоятельной личностью.

И не забывайте обязательно хвалить ребенка за выполненное им действие. Например, малыш помог вам пропылесосить в квартире, а вы за это не абстрактное «спасибо, молодец!», а «спасибо, моя умничка, теперь мы быстрее освободились, а значит, можем пойти гулять!»

Поймите, что пытаясь вам помочь, ребенок, разумеется, не сможет сделать это правильно. И вместо того, чтобы говорить: «не надо, я сама!» или «дай, я сделаю, так быстрее будет!», наберитесь терпения и покажите (может, даже и не раз) как нужно правильно.

Не поручайте малышу заранее невыполнимых задач. Соизмеряйте его возраст и возможности, поскольку не выполнив ваше поручение раз или два, получив «нагоняй», ребенок впоследствии вообще откажется выполнять какие-то поручения.

Была у меня как-то ситуация с дочкой. Попросили ее пойти в магазин и купить десяток куриных яиц. Даем определенную сумму денег и просим на сдачу купить еще что-то по мелочи. Приходит наше чадо домой только с десятком яиц. На вопрос, почему купила только яйца, ребенок ответил, что на большее не хватило. Начали выяснять, почему. Оказывается, дочка купила самые дорогие яйца из всех возможных. Опять же, задаем вопрос, почему именно эти купила? Ее ответ: «А они красивые!» (красиво упакованы).

В такой ситуации правильно не ругать ребенка, а объяснить, в чем его ошибка. Рассказать разницу тех же производителей яиц, порекомендовать какие именно брать. Но и не забыть поблагодарить за выполненную работу. Это же мы, родители, не уточнили, какие именно яйца нужно было купить, а ребенок как раз поручение выполнил!

Иногда, чтобы ребенок сам вызывался помочь, выполнение обязанностей нужно превратить в игру. Расскажу случай из своей жизни: собираю чистые носки в отдельный ящик. Для удобства сам ящик полностью достала из шкафа. Мой сын, тогда еще ползающая малявка, залез в этот ящик и довольно разбрасывал все собранное вокруг. Я же, подумав немного, превратила это в игру, где сыну надо собирать «сокровища» в виде носочков. Так мы провели довольно длительное время. Игра ему понравилась и он отказывался прекращать ее, даже когда я все уже собрала. Теперь, несмотря на то, что он уже подрос, все равно, как только видит, что я достаю этот ящик, бросает все свои дела и бежит собирать «сокровища»!

Дети любят игру, в любом ее проявлении. Потому даже в таких моментах старайтесь организовать все с игровым подходом. Обращайте внимание на то, что именно нравится выполнять вашему ребенку. Бывает, малыш с азартом возьмется мыть посуду, но ни в какую не заставишь его развесить аккуратно вещи в шкаф. Пока он маленький, давайте ребенку те задания, которые ему нравятся. А уж немного позже объясните важность выполнения любой задачи. Сделать это вам лучше всего поможет обязанность ребенка ухаживать за каким-то домашним животным. Малыш давно просит у вас собаку? Начните с малого, подарите ему морскую свинку с условием, что он докажет, как сможет ухаживать за ней. Если он с этим справиться, купите долгожданного песика.

Какой бывает ответственность

Ответственность за собственное здоровье: запрещая малышу лезть во всякие дырочки и щели, не подпуская его к горячей духовке, мы не позволяем ребенку осознать степень риска. Покажите ребенку, насколько горяча на самом деле духовка. Наверняка, он к ней и не прикоснется, но поймет, что трогать духовку, пока она работает, нельзя. Или другой пример: малыш вставляет пальчики, когда задвигает ящики. Одного раза ему хватит (когда он прищемит пальчик), чтоб понять, что надо задвигать ящик аккуратно.

Еще вариант ответственности – уважение. К примеру, папа лег спать после трудного дня. Объясните ребенку, что в этот период громкие игры под запретом. Доводите каждый раз до его сознания, что надо уважать и любить близких.

Бережное отношение к вещам – тоже вариант ответственности. Объясняйте ребенку, что каждая вещь стоит определенных денег, мама ее каждый раз стирает и гладит. Постепенно ребенок поймет, что от его аккуратности будет зависит то, как он выглядит, то чем он пользуется. Позже такое понимание распространится и на окружающий мир.

Следующий вариант ответственности – ответственность за свое слово. Вы наверняка встречали людей, которые своими обещаниями разбрасываются направо и налево. Такого человека никто уважать не будет. А потому ребенку надо объяснить, насколько важно держать свое слово и как это ценится в мире.

Недаром сказал в свое время известный французский писатель Эрнест Легуве: «Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас». Воспитывайте ребенка самостоятельным, ответственным. Помните, что на каждом этапе взросления степень ответственности изменяется, и задача родителей научить этому качеству своих детей.



Источник: https://nashideti.temaretik.com/1473269429706689146/kak-nauchit-detej-obhoditsya-bez-roditelej-sovety-psihologa/
Назад
Добавить комментарий:
1   [Материал]
Может, кому-то поможет, только... Дети-то все РАЗНЫЕ! Я вот почти с рождения была очень самостоятельной и не особо нуждалась в опеке. Меня всё равно опекали, конечно, но гуляла где хотела, просила, чтобы послали в магазин( при этом обожала стоять в очередях! Мне казалось, что это так интересно!). А вот своего сына приучала и приучала к самостоятельности. Про яйца прочитала- и подумала: это ещё что! Сына послала лет уже в 7-мь в магазин за томатным соком( для борща, и попить заодно). Цены тогда были стабильные, так что дала на литр сока 1 рубль и литровую банку с крышкой в сетке. Замечу что жили мы на 5-м этаже в доме без лифта. Сын успешно купил, донёс до дома, дошёл до 3-го этажа и отвлёкся: шёл и размахивал сеткой с банкой. На какой-то из ступенек он банку и разбил. Пришёл перепуганный, что достанется. Но я не ругала, а дала опять рубль и другую банку в другой сетке. Пошёл- и история повторилась: назбил на 4-м этаже. Послала в третий раз- и опять то же. Больше банок у меня дома не было и выдала 2-литровый бидон для 1л сока. На этот раз всё обошлось. Продолжение такое: когда зашла на следующий день в тот магазин, то продавщица спросила:"А что Вы делаете с томатным соком?" Потому что на протяжении каких-то получаса мой сын являлся за литром сока 4-ре раза. Ничего! Потом такого) с соком!) не повторялось). а вот яйца бывало, что покупал тоже несколько раз. Та же история: размахивал сеткой, когда до квартиры оставалось несколько ступенек. Неуклюжий был! Но- постепенно стал очень внимательный к таким вещам. К бьющимся!

2   [Материал]
Элеонора, сама научилась ходить , менять себе пеленки, писать не под себя, не совать пальцы в розетку, заправлять за собой кровать не лазить по чердакам "помню в два года, схватила в рот мыло и подумала : вот я дура", не выбегала на проезжую часть, отличала волчьи ягоды от малины, в три я съехалась с мужиком , а в 4 отправила ребенка за соком, дак он зараза 3 банки разбил. Че за бред? - "с рождения была самостоятельной" ты поэтому и гуляла где хотела, что за тобой присматривали, а если нет - то была уверенность что присматривают, но если и это не так - то это безответственность, безалаберность и попустительство ни чего общего с общим понятием самостоятельности не имеет (как хочу так и ворочу). Еще один момент: обычно такое поведение которым вы описываете свое дество идет от двух причин: родители не уделяли Вам должного внимания и тем самым стимулировали Вас к самостоятельности либо это врожденное чувство котороё в свою очередь должно было на чем то основаться: поведение родителей, близких (братья, сестры), знакомых соседей. Давайте мысленный эксперимент? Вы в лесу, зима, -20, ночь, не слышны не звуки от дорог, ни ЛЭП не видно, одеты вы ка обычно для этой погоды, подразумеванием наличие диких животных от сов до волков, Вы не знаете сколько и куда Вам идти, до рассвета часов 8, но рассвет Вас навряд ли спасет - вы уже замерзнете. Вопрос: что Вы будете делать? когда будете отвечать, подумайте от куда у Вас эти знания или чутье, или ваша козырная самостоятельность? пока из все маленьких гениев меня поражает только Моцарт

Имя *:
Код *:
Возможно, Вам будет интересно прочесть:
Стоит ли делать из своего ребенка идеал?
Подростки - проблемы в общении со сверстниками и их решение
Может ли агрессивность у детей быть способом психологической защиты?
Воспитание ответственности у детей: правила для родителей
Как приобрести друзей: советы родителям детсадовца
Ребенок флегматик – особенности развития и воспитания
Как приучить ребенка к самостоятельности: советы родителям
Психологический портрет "Умник"
Окружающий мир глазами ребенка
Ребенок – сангвиник