У детских капризов всегда есть причины. Физическое недомогание — первое, на что обращают внимание родители. Дети раннего возраста и школьники не высыпаются, хотят есть, пить, потеют или мерзнут, простужаются. Они чувствуют себя уставшими и раздраженными, любая мелочь вызывает слезы, а непонимание взрослых усугубляет ситуацию. Прежде, чем убеждать ребенка успокоиться, важно убедиться, что ему комфортно. Иногда достаточно дать полуторагодовалому малышу попить воды, и он сразу успокаивается, тихо сидит в коляске. Школьники часто резко отвечают на вопросы, когда приходят домой, из-за того, что хотят есть. Опытные хозяйки знают, что лучше сначала накормить ребенка или мужа, а уже потом заводить беседу. Не купленная вовремя игрушка часто становится камнем преткновения при общении с детьми разного возраста. Истерики грудничка и пятилетнего ребенка отличаются по длительности и масштабу.
Годовалый малыш плачет громко, вкладывая в крик все силы, когда ему не дали яркую коробочку с таблетками или красивую свечку. Дошкольник тратит на слезы не столько энергии, он действует более продуманно, старается, чтобы родители не восприняли огорчение или просьбу за очередные капризы. Мальчики и девочки-школьники хитрят, обещают взамен игрушки хорошие оценки и поведение, вспоминают прошлые обиды. Родителям стоит относиться к детям, как к равным собеседникам, не пользоваться авторитетом и властью, но и не идти на поводу капризов. Тема еды для многих семей часто связана с истериками. Не только дети раннего возраста, но и подростки иногда отказываются от пирожков бабушки, маминого борща или запеканки. Взрослые переживают, что ребенок останется голодным, а он требует десерт. Наевшись на прогулке или в гостях сладостей и напившись компота, есть первое или второе не хочется, но родители не хотят этого понимать. Ребенок начинает плакать, чтобы от него отстали. При помощи капризов и слез дети выражают протест, когда не хотят одеваться на улицу, вставать рано утром, возвращаться с прогулки домой, идти в школу или детский сад, делать уроки. Мальчики и девочки могут не знать, как иначе настоять на своих желаниях, или плачут из-за безысходности.
Ранний возраст — этот период, когда детям труднее всего справиться со своими эмоциями. Недостаток опыта и понимания собственных чувств выражается в слезах. Грудничок хочет, чтобы взрослые сделали то, что ему надо, а как этого добиться, не понимает. Единственный выход — громко кричать. За малышей все решают родители, а трехлетним детям хочется проявлять самостоятельность, выбирать, что надеть, есть и когда отдыхать. При этом они еще не умеют искать компромисс, не прислушиваются к доводам рассудка или чужим аргументам в момент раздражения. Некоторые из детсадовцев плохо разговаривают и не могут объяснить желание или словесно выразить недовольство. Мамы и папы интуитивно понимают, о чем просит сын или дочь. Воспитательницы в детском саду или бабушка с дедушкой реагируют не так быстро, и ребенок начинает плакать. Школьники зачастую предугадывают реакцию взрослых на слезы и капризы. Если мама и папа не торопятся покупать шоколадку или игрушку в ответ на истерику второклассника, он попробует договориться с ними иначе в следующий раз.
Люди кричат, когда не знают, как договориться друг с другом, чувствуют, что их не понимают. В этот момент эмоции берут верх над рассудком, и человек говорит то, о чем потом жалеет. Так случается в отношениях и со взрослыми, и с детьми. Грудничок не станет намеренно злить маму, она это понимает. Но усталость из-за бессонной ночи, беспорядок дома, головная боль или другие проблемы делают ее более раздражительной, чем обычно. Тогда она кричит. Некоторые взрослые люди считают крик обязательным инструментом воспитания, ведь на них регулярно поднимали голос родители. Такую строгость мамы и папы демонстрируют, когда хотят чтобы ребенок не шумел, не баловался или перестал плакать, несмотря на его ранний возраст. Есть семьи, в которых все любят покричать друг на друга во время спора.
Развлечения для детей выручают не только в моменты скуки, но и помогают отвлечь внимание и успокоить плачущего малыша. С грудничками хорошо работает эффект неожиданности, для которого не потребуются игрушки. Как только малыш сильно заплачет из-за падения на улице, папа подхватывает его, начинает кружить, мама смешно изображает неуклюжего мишку, напевая песенку. Ребенок забывает о падении и весело смеется. С малышом детсадовского возраста такие простые способы отвлечения внимания могут не сработать. Ребенок заплачет еще сильнее, будет отмахиваться от предложенной конфеты или игрушки. Поэтому мамы стараются сначала успокоить чадо, позволяют ему выговориться, выплеснуть эмоции, а уже потом ищут пути решения проблемы. Можно предложить альтернативу или пообещать вернуться к разговору о покупке машинки или куклы позже. Иногда легче взять плачущего ребенка на руки и увести из магазина или с площадки. Стоит выйти прогуляться, если он плачет из-за скуки и плохого настроения дома. Необязательно потакать капризам, уступать ради того, чтобы дети перестали плакать. Сиюминутное удовлетворение потребности после громкого плача воспринимается ребенком как закономерность, и он прибегает к этому сценарию снова. Чтобы действовать последовательно, не кричать, не рукоприкладствовать, взрослым важно сохранять спокойствие. Можно досчитать в уме до десяти или выйти в другую комнату и подумать, как поступить.
Источник: http://nachild.com/kak-ne-krichat-na-rebenka-vo-vremya-ego-kaprizov/