Реакция ребенка на рождение младшего брата или младшей сестры в разном возрасте бывает разной.
Научными исследованиями доказано, что появление в доме новорожденного, когда старшему ребенку меньше двух лет, имеет структурирующий эффект, потому что благоприятствует пониманию разницы между «ты» и «я».
Ребенок в возрасте от полутора до двух лет сильно переживает разлуку с матерью и пока еще уверен, что мама — его собственность. Именно в этом возрасте обычно происходит разделение тесной взаимной связи матери с ребенком, а параллельно — отстаивание ребенком перед взрослым себя как автономного индивида. Известный австрийский психоаналитик Маргерит Малер предложила называть эти процессы «сепарацией — индивидуацией». Появление новорожденного в семье облегчает становление личности старшего ребенка и одновременно помогает формированию его способности к разлуке.
Между двумя и четырьмя годами реакции ребенка становятся более ярко выраженными. Отношение старшего к младшему, совсем крошечному, основано в действительности на страхе потерять свое место рядом с матерью.
После четырех лет старший ребенок, переживающий период эдипова комплекса, сумеет легче идентифицировать себя с родителями. Если малышу покажется, будто его устраняют, отделяют, стадия эдипова комплекса может протекать «с опережением». Он осознает, что у родителей есть своя эмоциональная и сексуальная жизнь, что мама и папа имеют право завести себе ребенка, не посоветовавшись с ним! Этот момент — момент, когда малыш понимает, что его мама любит еще кого-то, кроме него самого, — очень важен, так как позволяет ребенку оторваться от матери.
Четырехлетний или пятилетний ребенок иногда просит разрешения заняться младенцем и проявляет себя по отношению к тому очень внимательным и заботливым. Для маленьких девочек это идеальная возможность идентифицировать себя с матерью.
Психоаналитик Дональд Винникотт очень интересовался двойственностью, амбивалентностью чувств ребенка. «Ревнующий ребенок реально испытывает любовь и ненависть одновременно, и это ужасное чувство», — писал он. И размышлял в своих трудах о том, как ревность, которая сама по себе свидетельствует о способности ребенка любить, постепенно изживает себя и впоследствии может развиться в чувство самой что ни на есть искренней любви. Наступает время, когда ребенок обнаруживает, что вот этот чудесный младенец, которого он обожает, — то же самое противное существо, которое он ненавидел и хотел выбросить в помойку.
Должна ли мать поставить ребенка в известность о своей беременности?
Да, когда придет время, малыша нужно приобщить к тому, что происходит.
Это отнюдь не означает, что надо спрашивать у него разрешения! Рожать или не рожать нового ребенка — выбор родителей. Только их двоих.
Возможно, малыш уже некоторое время просит братика или сестричку — должно быть, чувствуя, что «идея носится в воздухе», — тогда, скорее всего, новость ребенка обрадует.
Однако не преуменьшайте чувства потери, которое может испытать ребенок, особенно в том случае, если его связь с матерью была до сих пор очень тесной, с взаимозависимостью.
Иногда беременности следуют одна за другой, и к началу новой мать еще не успевает отнять от груди первого ребенка.
Лучше готовить ребенка к переходу на новый способ вскармливания заранее, иначе он может подумать, будто его отнимают от груди, то есть отлучают от матери, исключительно потому, что в доме появился новорожденный. Если вашему ребенку около трех лет, он будет понимать все и реагировать более правильно, хотя и в этом случае возможна ревность.
Какова бы ни была реакция ребенка на то, что мама беременна, вам надо помнить: малыш не может представить себе будущего брата или будущую сестру такими, какими увидит их после рождения. Если ребенок представляет их себе как товарищей по играм, он будет сильно разочарован. Для вас главное — не подогревать в нем таких представлений!
В тот момент, когда вы скажете ему о беременности, или позже, в течение беременности, ребенок, может быть, спросит вас, как делают детей. Не исключено также, что, увидев, как округляется у мамы живот, он поинтересуется, откуда выйдут братик или сестричка. Нельзя оставлять эти вопросы без внимания — просто ответы должны зависеть от возраста ребенка.
Первое знакомство с новорожденным
Разные дети могут на это реагировать по-разному, но их реакция ни в коем случае не отражает будущего отношения к крохе.
— Некоторые делают вид, что им появление в доме нового жильца безразлично, и не нужно поспешных выводов о том, что ребенок избегает новорожденного, ибо относится к нему враждебно. Скорее речь тут идет о защите от избытка эмоций.
— Другие открыто радуются и просят дать им подержать новорожденного, иногда приходится даже умерять их радостный энтузиазм.
— Родителям — и, в равной степени бабушкам и дедушкам — необходимо уважать позицию ребенка, какова бы она ни была. Не заставляйте его говорить, как он рад, что теперь у него есть младший братишка или младшая сестренка, не спрашивайте у него: «Правда же, он хорошенький (она хорошенькая)?»
До двух лет ребенок, переживающий характерную для этого возраста стадию индивидуации, испытывает по отношению к новорожденному братцу или сестрице смешанное чувство зависти, ревности и любопытства.
— Малыш только что осознал, что в зеркале — он сам, и нуждается в том, чтобы отделить себя от новорожденного.
— Не запрещайте старшему ребенку дотрагиваться до новорожденного, вступать с ним в физический контакт, даже если старший слишком мал для того, чтобы взять младенца на руки.
В три-четыре года старший ребенок может почувствовать себя ущемленным: мама или папа берут отпуск по уходу за новорожденным и остаются дома, а его отправляют в детский сад.
— Если получится, воспользуйтесь отпуском для того, чтобы ограничить время пребывания старшего ребенка в саду, забирайте его в середине дня.
— Даже если старший ребенок внешне не проявит ни ревности, ни зависти, ни агрессивности, его организм может реагировать иначе, и вы внезапно обнаружите, что недавних достижений как не бывало.
— Так, например, ребенок, вполне усвоивший навыки опрятности, может вдруг пописать или покакать в штанишки.
— Кроме того, даже у тех детей, которых давным-давно перевели на искусственное вскармливание, при виде младенца у груди матери может возникнуть жгучая зависть. Это не время отнимать у малыша бутылочку!
— Иногда матери предлагают старшему ребенку грудь или дают ему допить молоко, оставшееся после кормления младшего, из бутылочки. Обычно это приводит к разочарованию, потому что дело тут вовсе не в молоке.
— Если вы хотите чем-то компенсировать ребенку его горести, компенсация должна быть скорее символической: находите, например, время поиграть с ним или почитать ему книжку — это можно делать, пока младенец спит.
Если ваш старший ребенок проявляет по отношению к новорожденному агрессию, объясните ему, что гневаться в его положении нормально, но категорически запретите любые агрессивные проявления.
— Желание старшего ребенка выбросить младенца на помойку или придумать для него еще что-нибудь в этом же роде вполне закономерно, но при этом он не имеет права причинить младшему никакого вреда.
— Не пытайтесь избавиться от чувства вины, объясняя старшему ребенку, как это прекрасно — иметь младшего братишку или младшую сестренку, признайте, что быть старшим братом или старшей сестрой очень трудно.
— Старшим быть действительно трудно — особенно тогда, когда приходится уступать свое место. Вы можете только посочувствовать своему старшему ребенку, не забыв сказать, что его страх потерять вашу любовь не имеет под собой никакой почвы.
— Появление в доме новорожденного — это испытание, но испытание символическое, ибо оно помогает взрослеть.
Для вашего пятилетнего мальчика появление на свет малютки будет означать, что он не сможет занять место отца, а ваша пятилетняя девочка, переживающая эдипов комплекс, утешится, идентифицируя себя с матерью и занимаясь ребенком.
В этом возрасте роль старшего брата или старшей сестры повышает самооценку ребенка, вот только готов ли он к этой роли?
— Точно так же как с двухлетками и трехлетками, вы не должны использовать появление в семье новорожденного в качестве предлога для того, чтобы слишком рано побуждать старшего к взрослению и автономии.
— Все, что вынуждает малыша уступить свое место или свои игрушки, способно привести к усилению его потребности к возврату в прошлое, и он может соскользнуть к более ранним формам поведения.
Если вы разберете его давно заброшенные игрушки, кукол и мишек, чтобы какие-то из них отдать малютке, не удивляйтесь, когда увидите, что старший вернул их себе и с трудом расстается с ними даже на время.
— Предложите старшему ребенку самому выбрать игрушки для младшего или по крайней мере дайте ему наиграться в те, что он себе вернул: желания иметь их наверняка хватит ненадолго.
— Ребенок любого возраста может ответить на появление в семье новорожденного откатом назад или расстройствами поведения.
«Младшенький»
Вы несете ответственность и за новорожденного: для его психологического здоровья важно, чтобы он не был единственным объектом вашего внимания. Не надо, чтобы он чувствовал себя «младшеньким», этаким пупом земли, напоминает Франсуаза Дольто. Из-за подобного отношения ему долго не захочется расстаться со столь выгодным местом, наоборот, у него возникнет желание навсегда остаться младенцем.
Источник: http://5psy.ru/roditeli-i-deti/kak-podgotovit-rebenka-k-rojdeniyu-mladshego-brata-ili-sestry.html