Когда у взрослого человека плохое настроение, мы ему сочувствуем и стараемся помочь. А если у ребенка — требуем немедленно прекратить это безобразие. Несправедливо. И, главное, неправильно.
Проблемы с настроением бывают в любом возрасте. И всегда требуют повышенного внимания со стороны взрослых.
Настроение взрослых нам легко понять. Его причины по большей части очевидны. Проблемы на работе, личные неурядицы, плохое самочувствие — со всем этим мы и сами сталкивались не раз и легко можем, что называется, войти в положение, сказать «да, представляю, каково тебе». К тому же человек и сам высказывает жалобы, просит обсудить причины или просто поговорить. Дети навыками рефлексии не обладают, осознать собственные чувства и их причины не могут. Они могут только хныкать, канючить, плакать, бросать игрушки, выплевывать еду, цепляться за маму, проситься на ручки. А потом — то же самое еще раз… Именно поэтому их плохое настроение никакого сочувствия не вызывает.
Мы склонны назвать его «просто капризы» и пресечь любым подходящим и доступным методом. В самом деле, что за нарушения настроения могут быть, когда вся жизнь состоит из кормлений, игр и прогулок? Разве есть причины для подавленности или раздражения у годовалого (двух-, трехлетнего) малыша? Есть. И, кстати, они почти такие же, как у нас.
Совсем маленький
В возрасте до года плохое настроение ребенка выявить труднее всего. Ведь выражается оно только одним способом — плачем. То есть точно так же, как выражается голод, боль, усталость, неудобства, связанные с мокрыми пеленками или колючей одеждой. Но — нет. На самом деле плач в случае плохого настроения будет отличаться от плача других видов.Он тише, ниже по тональности, монотонный и заунывный. Если, при том что ребенок абсолютно здоров, вы слышите такой плач, не сомневайтесь: малыш не в духе. Кто посмел испортить настроение такому крохе? Скорее всего, это были вы — хотя, конечно, сделали это не специально и даже не осознанно. Маленькие дети очень чувствительны к настроению мамы, перенимают абсолютно все ее печали и радости. Существует мнение, что даже состав грудного молока меняется в зависимости от настроения, и поэтому малыш в буквальном смысле питается вашими эмоциями.
Так или иначе, а надо признать: у счастливой, довольной всем происходящим и собой мамы и дети бывают спокойными, уравновешенными и веселыми. Если же мама слишком устает, чтобы радоваться, и постоянно испытывает напряженность, тревогу, то и от ребенка нельзя ждать особого веселья. Такие дети часто плачут без видимого повода, успокаиваясь лишь на руках. Это еще больше портит настроение маме, она еще больше передает негативных эмоций малышу — в общем, получается замкнутый круг. Кстати, сами мамы обычно так и характеризуют свою ситуацию:
«Замкнутый круг. Никогда не думала, что после рождения ребенка все будет так плохо. Я все время дома, жду, что муж, вернувшись, будет мне помогать, а он говорит, что устал и что не может дома расслабиться, потому что повсюду бардак. Конечно, мы ссоримся, и настроение от этого портится еще больше. Как я могу весело общаться с ребенком, если мне все время хочется плакать? Тем более прекрасно знаю, что завтра будет то же самое. Я слишком устану, потом буду звонить мужу, мы будем друг друга упрекать, я буду вся в слезах укладывать ребенка… »
Плаксивость, чувство потери, невозможность радоваться тому, что раньше приносило удовольствие, — такие симптомы наблюдаются у 80% женщин после родов (вероятность их увеличивается с возрастом и количеством родов) и, конечно, тоже накладывают отпечаток на общение с малышом и даже на его будущий характер. Дети, пережившие в младенчестве расстройство настроения своей мамы, и во взрослом возрасте бывают тревожными, склонными к пессимизму, тяжелее переносят жизненные трудности. Поэтому улучшать настроение нужно как можно раньше — и себе, и ребенку.
-
Во-первых, добавьте в вашу с ним жизнь позитива. Это не так трудно, если помнить, что жизнь состоит из мелочей. Ведь даже гуляя, вы можете ходить в те места, где вам нравится, общаться с теми мамами, которые веселы и заряжают вас оптимизмом.
-
Во-вторых, устраивайте психотерапевтические беседы. Нет, для этого вам не понадобится никуда ходить и записываться на прием к специалисту. В качестве психотерапевта будет ваш собственный малыш. Ему вы расскажете все о настроении, о мыслях по поводу, почему оно такое. Можете пожаловаться на невнимательных окружающих (следите только за выражениями), можете поделиться планами. Младенцы очень хорошо умеют слушать и бывают на удивление понятливыми. Им ведь тоже становится лучше, когда они узнают, что никакой их вины в вашем настроении нет, что просто так получилось. И маме становится лучше — проговоренная проблема, как известно, значительно уменьшается.
Между прочим, это совсем не новый метод. Во многих культурах маленьким детям мама пела колыбельные, составленные ею за день (в культурах, сохранивших традиционный строй, так происходит и сейчас), обо всем, что случилось, о том, что беспокоит. Считалось, что дети таким образом чувствуют себя частью семьи и растут более спокойными.
От года до трех
Ребенок растет, и его знания о мире, его потребности, круг общения постоянно увеличиваются. С одной стороны, возможности его достаточно велики — он умеет сам ходить, говорить и чувствует себя вполне самостоятельным, с другой — все еще находится под постоянным контролем и часто не может свои желания осуществить. В общем, самая главная причина для плохого настроения — непонимание. Еще одна причина — потеря чего-то важного. Причем важное для ребенка — это совсем не то же самое, что для взрослого.
Двухлетний ребенок может вполне спокойно перенести развод родителей, уход из семьи отца, но при этом будет тяжело переживать потерю любимой игрушки. Смерть бабушки будет воспринята не так драматично, как, например, ежедневный уход мамы на работу. Такая особенность психики позволяет детям защититься от очень тяжелых переживаний, забыть травмы раннего детства. Какое-то простое и приемлемое объяснение ситуации дает возможность ребенку откорректировать свое представление о мире. Если рядом остается человек, который заботится и любит, то все в порядке. А вот по поводу мелочей (того, что для нас является мелочью) ребенок может плакать долго и безутешно. Так долго, что сам изматывается и потом засыпает.
Доводить детей до такого состояния не стоит, но пугаться и ограждать тоже нет смысла. Плач — это их способ отреагировать эмоции, выплеснуть наружу весь негатив. Как правило, после такой бури слез проснувшийся ребенок чувствует себя гораздо лучше и в хорошем настроении готов играть (правда, к этому моменту измотанными бывают уже родители). К тому же именно в этом возрасте ребенок учится разным способам взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Если поймет, что его плач действует на людей устрашающе, будет использовать это оружие уже сознательно. «Настя не плачет. Она ноет, и это гораздо хуже. Нет ни одного человека, который бы остался равнодушным к этим заунывным, протяжным звукам. Когда она ноет в магазине, то даже чужие люди готовы ей купить все, что она хочет. Сначала она делала так не специально, но сейчас просто откровенно манипулирует. Есть только один способ с этим бороться — уйти и не слушать. Тогда она сама постепенно успокоится».
Плохое настроение ребенка этого возраста выражается не только плачем. Он может лежать на кровати, не отвечая на предложения поиграть, может безучастно смотреть в окно, а если плохое настроение сочетается с агрессией — пинать и разбрасывать игрушки. В любом случае, надо помочь. Сам он со своим настроением справиться пока не может. Проявите максимум участия, терпения и теплоты даже в том случае, если он, как говорится, сам виноват. При этом это совсем не должно означать, что вы обязаны идти на уступки — например, отказаться от похода в гости, раз уж ребенку без вас так плохо. Он ведь именно сейчас привыкает к тому, что в жизни не все и не всегда будет так, как он хочет. И к тому, что это совсем не повод впадать в уныние. Вот и дайте ему такой урок. Не меняя своих планов и вообще не обсуждая больше причину его негативного состояния, обнимите и просто посидите рядом. И почаще играйте с детьми в шумные игры, тискайте их и тормошите. А поглаживание по спине — вообще один из лучших методов профилактики стрессов.
От трех до шести
В возрасте двух с половиной — трех лет у ребенка развивается самосознание. Он говорит о себе «Я», становится более стеснительным, стыдливым (осознает, что другие люди могут смотреть на него, обсуждать и так далее). Кроме того, у него все более выраженной становится потребность в общении со сверстниками, и в этой области тоже есть свои поводы для переживаний. В общем, чем старше ребенок, тем более вероятно, что причина плохого настроения находится вне семьи (хотя отношения с родителями все равно остаются самыми значимыми). В то же время в поведении может появиться скрытность: ребенок уже не склонен говорить родителям абсолютно все. Иногда он просто не знает, можно ли рассказывать то, что произошло.
Так, например, если ребенок подвергается нападкам со стороны взрослого — знакомого или чужого, он может об этом не рассказывать. Ведь взрослый — это авторитет, если он кричит, значит, «я заслуживаю». Так что узнать, в чем причина подавленности, плохого настроения бывает не так легко. Научите ребенка откровенности, тому, что своим близким он может рассказывать абсолютно все. Всегда поддерживайте ребенка в случае неприятностей, даже в том случае, если ситуация спорная. Да, вы можете ее обсудить, разобрать, кто прав, кто виноват, но — потом, позже. Когда ребенок удручен, подавлен, то он нуждается прежде всего в поддержке. Кстати, это правило действует не только в отношении детей. Мы все нуждаемся в таком предвзятом отношении, в том, чтобы нас любили несмотря ни на что. Это — основа счастья в семье.
Всегда выслушивайте ребенка. Он должен доверять вам свои сомнения и переживания в любом возрасте.
Если же ребенок все равно не рассказывает, не допрашивайте. Тем более что эмоции в этом возрасте уже сложные, практически такие же, как у взрослых, — ребенок действительно может не понимать до конца, почему ему грустно. Поговорите на отвлеченные темы или на тему настроения, но без поиска причин. «А когда тебе стало грустно?», «А как тебе грустно — просто грустно или так, что даже мороженого не хочется?», «Что нужно сделать, чтобы не грустить?» — на такие вопросы ребенок вполне может ответить. И, соответственно, вместе с вами может найти способ повышения настроения. Кроме того, очень хорошо помогают так называемые эмоциональные прививки. Вы время от времени рассказываете какую-то историю из вашего детства (поругала мама, наказали в садике, поссорились с подружкой). Рассказ должен быть подробным в той части, где говорится об эмоциях (как вы переживали) и непременно иметь хорошее окончание. Это обеспечит позитивный взгляд на жизнь.
Источник: https://www.parents.ru/article/kak-nastroenie-detishki/