Все ли родители понимают, для чего их дети ходят в школу? За оценками или за знаниями? Чему учатся в первую очередь — математике и русскому языку? Или анализировать, думать, открывать новое? Возможно, родители слишком беспокоятся об успеваемости, но забывают о главном — чему на самом деле хотят научить детей.
«Наконец-то, каникулы!» — облегченно вздохнула одна мама в родительском чате. Остальные участники дружно ее поддержали. Но почему родители радуются каникулам больше детей? Потому что хотя бы на неделю можно взять передышку: не тревожиться об успеваемости, не контролировать домашние задания, не делать их вместе с ребенком.
Пока в родительских головах живет связка: «хорошая учеба=хороший вуз=успешная жизнь», переживания за успеваемость никуда не денутся. Как можно не переживать за будущее собственного ребенка?
Но чем больше родители тревожатся из-за оценок и стремятся контролировать школьника, тем меньше у него желание учиться. А чем меньше желания — тем больше переживаний. Чтобы разомкнуть этот круг, попробуйте посмотреть на учебу как на процесс, который задуман не только ради оценок. Образование, особенно школьное — это познание мира вокруг и поиск своего места в этом мире.
Какие цели вы бы поставили для своего ребенка? Составьте список этих целей, хотя бы пять-шесть. Только не нужно писать, например: «Хочу, чтобы мой ребенок окончил школу с золотой медалью». Медаль — это не цель, а средство на пути к ее достижению. И вполне возможно, что именно вашему ребенку она ни к чему. Не стоит также ставить целью отличную успеваемость, просто потому, что оценки — слишком субъективный фактор и не всегда оценивают именно знания.
К каким ориентирам стоит идти? Например, можно написать: «Хочу воспитать своего ребенка самостоятельным», «Хочу, чтобы он научился думать и анализировать», «Хочу, чтобы он не боялся осваивать новое».
Школьная пора — замечательное время, когда можно заложить не только знания физики и математики, но и полезные навыки и умения
Теперь посмотрите, что вы можете сделать, чтобы достичь этих целей? Например, поддерживать ребенка в его порывах сделать все самому. Не вмешиваться в процесс выполнения домашнего задания, даже если кажется, что он сделает все не так. Обсуждать (именно обсуждать!) спокойным тоном причину плохой оценки. Не зацикливаться на его неудачах.
После того, как цели и пути их достижения прописаны, подумайте — а насколько вы сами этого достигли? Насколько вы самостоятельны в принятии решений? Умеете ли анализировать информацию? С какими чувствами беретесь за выполнение новых задач? Оцените себя по каждому написанному пункту в процентах и подумайте — чего не хватило именно вам, чтобы стать такими?
Или же наоборот — что вам помогло такими стать? Список не нужно обсуждать с ребенком. Пусть он останется вашим ориентиром в тех ситуациях, когда вы не будете знать, как поступить. Список поможет помнить о главном — для чего вы поступаете так, а не иначе.
Школьная пора — замечательное время, когда можно заложить не только знания физики и математики, но и полезные навыки и умения. Именно последние помогут найти свое место в жизни и стать успешным. А физику можно и забыть после вручения аттестата.