Школьные конфликты сложные, непредсказуемые и всегда вызывают массу негативных эмоций.
Психологическая основа поступка
Младший школьник вряд ли позволит себе ударить учителя. А значит, мы говорим о подростке, то есть ребенке, находящемся в периоде пубертата. Ребенок взрослеет, он прекращает быть полностью подчиненным воле взрослого, стремится раздвинуть границы, пробует новое. Агрессия — верный признак этих проб. В результате формируются его дальнейшие ценности, рамки дозволенного.
Механизм довольно прост. Переживание, например, по поводу конфликта с учителем, и интерес к новой модели поведения — обсуждение со значимыми людьми: родителями, друзьями — действие. Если разговор с мамой и папой не задался — подросток обсуждает ситуацию с друзьям или ищет информацию в сети. В результате он приходит к мысли, что было бы хорошо неприятному учителю «наподдать». Дальше продумываются варианты действий, но реализуются они не сразу. Сначала ребенок психологически разрешает себе подобное поведение, обесценивает учителя — может плюнуть на стул, вымазать спину мелом и т.д. Если учитель сигналы не отследил, границы не выстроил, далее почти наверняка последует агрессия.
Что делать?
Нужно четко осознавать, что вина ребенка в произошедшем лишь частична. В этой коммуникации всегда участвуют три стороны: ребенок, родители, учитель. Полностью перекладывать ответственность на кого-то одного нельзя.
Прежде чем понять, как действовать, нужно осознать базовый принцип поведенческой психологии: любая реакция на действие закрепляет поведение, которое ее вызвало. И неважно, похвалили вы ребенка или поругали. Паттерн закрепляется. Только игнорирование в обычном случае позволяет не фиксировать детское внимание на поступке, и уменьшать вероятность повторения снова и снова. Попробуйте при случае обратить внимание на то, что ребенок принес из детского сада бранное слово — он станет его использовать чаще.
Отличный способ привлекать внимание, верно? Проблема в том, что когда дело доходит до физического воздействия, обстановку нельзя назвать обычной, и игнорировать ее уже не получится. Поведенческая психология вступает в конфликт с социальной, очень сложно совместить перевоспитание конкретного подростка в моменте и не нанести ущерб дисциплине в коллективе.
Если говорить в общем, то необходимо провести психолого-педагогическую интервенцию, создать ситуацию, в которой подобное поведение войдет в жесткое противоречие с его системой ценностей. Ты думаешь, что ты сильный, а ты слабый. Ты думаешь, что ты умный, но это глупый поступок. Ты думаешь, что поступок достоин уважения, но он вызывает презрение и т.д. Но, для этого нужен педагог — виртуоз, таких объективно не много.
Отличной идеей будет не доводить ситуацию до критической: внимательно отслеживать сигналы. Учителю — те, которые говорят о том, что он больше не управляет ситуацией в коллективе. Родителям — сигналы, указывающие на новые интересы ребенка, чтобы вовремя направить их в нужное русло.
Если ситуация все же произошла — не бить, не кричать на ребенка. В моменте нужно прекратить эскалацию конфликта, прервать коммуникацию участников, ввести третью фигуру, которая будет референтна для обеих сторон. Третья фигура должна развести конфликтующих «по углам», авторитетно и мотивировано распределить ответственность между сторонами.
Любая попытка убедить их в том, что Вася в этой ситуации виноватее Николая Петровича приведет к стрессу иерархического инстинкта и Вася уйдет в жёсткое сопротивление, которое поставит крест на попытках выправить ситуацию. Традиционная школьная история, к которой мы привыкли: «Вася, немедленно извинись перед Николаем Петровичем» — абсолютно противопоказана. Кроме хлипкой заплатки на разрушенном самолюбии учителя — от нее не будет никакой пользы.
Что можно предпринять, чтобы наверняка?
Можно вспомнить открытие русского психолога Л. С. Выготского, который говорил, что деятельность определяет мышление. Если мы хотим, чтобы у человека сформировались новые структуры мышления, а ценности — это структуры мышления, он должен быть включен в новые виды деятельности, в ходе которых будут сформированы новые паттерны.
Если случилась агрессия, значит, ребенок провел в своем сознании обесценивание (расчеловечивание) фигуры учителя или конкретного Николая Петровича. Чтобы запустить обратный процесс, нужно вовлечь подростка в совместную конструктивную деятельность с ним. На начальном этапе, возможно это нужно делать в присутствии третьего лица, чтобы избежать проявления агрессии от любой из сторон. Если в рамках такого сотрудничества они будут взаимодействовать на равных, то ребенок, в не зависимости от своих предпочтений будет вынужден начать относиться к учителю как к равному, чью человечность больше нельзя игнорировать. Эта схема сработает в 100% случаев, ведь простого разговора может оказаться недостаточно. Наказание же приведет только к закреплению агрессивного поведения.
Агрессия — это всегда признак того, что подросток пробует взрослеть. Противостоять этому процессу глупо и бессмысленно. Лучше создать условия при которых освоение новых социальных ролей пройдет безопасным для окружающих способом.
В наше время современные дети и подростки свободны и независимы, мыслят по-взрослому, отказываются от жестких ограничений и рамок со стороны родителей или учителей. Задачи взрослых научиться подавать пример качественного общения, контролировать свои эмоции, правильно взаимодействовать с детьми без нарушения этикета и границ друг друга.
В первую очередь, важно разобраться, откуда агрессивное поведение у детей. Нет дыма без огня, чтобы решить проблему, необходимо понять в чем заключается причина агрессии у ребенка.
Жесткие требования и рамки со стороны родителей или учителей. Дети свободны и непосредственны по своей сути, особенно в наше время. Чрезмерные ограничения и требования взрослых в зависимости от характера могут вызывать у ребенка тревогу, снижение настроения, неврозы, невротическое развитие личности либо активировать психологические защитные механизмы в виде агрессии, направленной на взрослых.
Отсутствие положительного примера. Помните? Дети нас не слышат, они на нас смотрят. Смотрят и повторяют. Если среди родственников или учителей в порядке вещей нарушать этикет в общении с людьми, говорить в адрес друг друга неприятные слова и поднимать руку, то не удивляйтесь, что ребенок независимо от возраста ведет себя также, делает то, что позволяют себе взрослые в ближайшем окружении.
Некомпетентное поведение учителя. В прошлом учителя в общении с детьми во время уроков позволяли себе лишнего, что не соответствовало этике педагога даже по тем временам. В 21 веке ситуация изменилась, выходить за рамки педагогики сейчас недопустимо, но многие учителя продолжают вести себя так, будто живут в прошлом. Дети способны увидеть и понять, что происходят недопустимые вещи и могут реагировать самым нелицеприятным образом, также выходя за рамки этикета.
Патология характера у ребенка, гиперактивность, отставание в развитии, снижение интеллекта и другие эмоциональные расстройства.
Что делать родителям, если ребенок поднял руку на учителя?
Занять нейтральную позицию. Если вы хотите создать доверительные отношения со своими детьми, взаимопонимание и чувствовать, что ребенок прислушивается к вашему мнению, недопустимо становиться на чью-либо сторону во время конфликта ребенка с учителем. В противном случае, кроме, травмирования детей и испорченных отношений, ничего добиться не удастся. Более того, после подобных ситуаций в малом детстве, доверие ребенка можно потерять навсегда и вернуть его, даже когда дети вырастают, не представляется возможным.
Собрать факты. Поговорить с ребенком, с его одноклассниками, с учителями. Понять, что произошло на самом деле. Объективно найти причину сложившейся ситуации.
Действовать в зависимости от выявленной причины. В одних случаях необходимо обсудить основы этикета с ребенком, в других с учителями, а в третьих — заняться собой и своей этикой при общении с людьми, особенно в семье и со своими детьми. При патологии характера, повышенной раздражительности и агрессии со стороны ребенка, несоблюдения норм поведения в любых ситуациях необходимо проконсультироваться с врачом-психиатром. По показаниям врач подберет лечение и поможет скорректировать поведение ребенка. Параллельно с терапией необходимо заниматься с детским психологом или психотерапевтом. Психотерапевт научит ребенка правильно общаться с окружающими и поможет справляться со стрессовыми ситуациями.
Сместить фокус на себя. Неправильное отношение родителей к своим детям говорит о необходимости заняться психотерапией взрослым, научиться контролировать свои эмоции, принимать ребенка и его недостатки, проработать свои детские травмы, также полезно всей семьей посещать курсы этикета.