С высоты своих лет мы понимаем, что в будущем именно братья и сестры могут стать друг для друга надежной опорой. Вот только перспектива эта долгосрочная, и родителям предстоит научить своих детей братской любви.
С появлением в семье младшего ребенка родителям кажется, что на «этот раз» все будет проще и легче. У вас уже есть опыт, и в доме имеется большое количество игрушек и детских вещей. На практике же первенец и подросший младший не могут поделить игрушки. Противостояние выливается в конфликты, крики и слезы, и становятся постоянной «головной болью» для родителей.
6 советов, как научить ребенка делиться с младшими братьями/сестрами
Распределение игрушек на личные и общие
Каждому человеку, даже маленькому, необходимо личное пространство, основу которого в этом возрасте составляют игрушки, и он искренне не понимает, почему должен ими делиться. Чтобы понять его, спроецируйте ситуацию на себя. Например, сложно представить, что вы отдадите свой телефон или необходимый для работы ноутбук, потому что ваши вещи нужны родственникам. Примерно такие же чувства испытывает и ваш ребенок. Что же в таком случае делать?
Обсудите со старшим ребенком, что скоро ему предстоит играть вместе с младшим, что у них появятся общие игрушки, и надо делиться друг с другом. Следующий шаг – разделить уже имеющиеся в доме пистолеты-машинки на личные и общие. Пусть старший ребенок выберет свои самые любимые игрушки и вещи. Для них вы выделите отдельную коробку или ящик. Остальные же игрушки по определению становятся общими.
Не волнуйтесь, со временем, когда ребенок поймет, что его праву собственности ничего не угрожает, то сам начнет делиться с малышом. При этом особо ценные и хрупкие игрушки, коллекционные модельки лучше хранить отдельно, в недосягаемом для младших детей месте.
Игрушки не одинаковые, а равноценные
Кажется, что лучшее решение — купить две абсолютно одинаковые игрушки, чтобы не создавать конфликт, но эта мера может оказаться кратковременной. Игрушки приходят в негодность, ломаются, и тогда конфликт развивается на новом уровне: дети начинают разбираться, у чьей игрушки больше царапин, чья сломалась, а чья – нет. Причем каждый будет стремиться отобрать себе целую игрушку. Кроме того, к абсолютно одинаковым игрушкам быстро теряется интерес, и в итоге у вас будет копиться склад бесполезных игрушек.
У детей все равно есть индивидуальные предпочтения. Это может быть цвет или какие-то отдельные детали, поэтому покупайте равноценные по смыслу, но отличающиеся деталями игрушки. Если вы покупаете для своих мальчишек динозавров, то пусть каждый выберет того, который больше нравится – с крыльями, с длинной шеей или длинным хвостом, например. У сестренок пусть будут куклы с разными комплектами одежды. После первого ажиотажа от покупки «личной» куклы они даже начнут меняться платьями и шляпками, и игра будет мирной.
Учим ребенка меняться и делиться
Важно научить ребенка правильно выходить из конфликта. Наиболее распространенной является ситуация, когда малыш, начинающий активно ползать, постоянно забирает игрушки у старшего ребенка и тянет их в рот. Реакция старшего – крики и возмущение, попытки забрать то, что ему принадлежит. В результате малыш заливается в истерике – ведь у него отобрали интересный предмет. Как действовать в такой ситуации, когда еще нельзя объяснить что-либо крохе?
Покажите старшему ребенку, что получить желаемую игрушку можно хитростью. Достаточно предложить малышу любую другую игрушку, и с большой долей вероятности он согласится на такой обмен. Это позволит избежать конфликта, и все останутся довольны.
Кто-то скажет: «Но как же при таком подходе мы научим своих детей отстаивать свои интересы перед другими детьми в садике?». И вот здесь существует еще один очень важный момент – вы не должны между братьями и сестрами развивать чувство конкуренции и соперничества. Нельзя оттачивать свои навыки конкурентной борьбы на близких и родных людях. Вы же не тренируетесь на супруге или своих родителях, чтобы потом ставить на место наглецов на работе или на улице. Взаимодействие на улице или в детском саду – это уже другая зона общения, требующая приобретения отдельных навыков.
Устанавливаем правила для игр
Действенное правило по отношению к общим игрушкам: «кто первый взял, тот и играет». Если игрушкой уже «завладел» кто-то из детей, то второй должен подождать, пока она освободиться. Он может в это время поиграть чем-то другим.
Еще одно правило: «не кусаться, не щипаться, не драться». Проговаривайте это правило обоим детям. Если младший ребенок в силу своего возраста не до конца осознает это правило, необходимо контролировать игровой процесс и останавливать подобные действия.
Очень важно, чтобы правила игры в равной степени относились ко всем детям. Нельзя уговаривать старшего ребенка постоянно уступать. Это может сформировать у него ощущение несправедливого отношения, когда младшему все позволено, а он должен строго следовать правилам. В худшем случае у ребенка появится чувство, что мама больше любит младшего.
Используем сказкотерапию
Сказкотерапия – один из самых эффективных способов ненавязчиво донести до ребенка идеи взаимодействия с младшим братом или сестрой. Сказки позволяют спроецировать историю на реальную ситуацию и предлагают ребенку варианты развития событий. Придумывая сюжеты, вы помогаете ребенку взглянуть на свои действия со стороны. Такой анализ поможет ему в дальнейшем найти правильные решения в различных ситуациях.
Как можно чаще выражайте ребенку свою любовь и нежность
Очень часто конфликт с младшими из-за игрушек становится лишь поводом для привлечения внимания мамы и папы. Ребенок не хочет делиться родителями. Обычно уход за малышом требует больше времени и внимания, но старший ребенок еще не может этого понять. Он чувствует себя брошенным и ненужным, поэтому старайтесь чаще обнимать и целовать первенца, говорить, как любите его. Старайтесь беседовать о малыше со старшим ребенком на равных, как с полноправным членом семьи. Это придаст ему значимости, поможет ощутить себя взрослым, что со временем перерастет в покровительство и защиту младших членов семьи.