Проблемы школьников – достаточно серьезное испытание, как для наших детей, так и для нас, их родителей, ведь каждый из нас хочет видеть своего ребенка веселым и счастливым. Одно дело если проблемным вопросом становится «домашка» по английскому и уже совсем другое, если ребенок вообще не хочет идти в школу, которая становится для него символом испытаний, унижений и синонимом плохого настроения. Что делать, если родители понимают, что посещение ребенком учебного заведения превратилось в пытку? Давайте обсудим и попробуем в нашем сегодняшнем материале найти решение самых главных школьных проблем.
Проблема №1: ребенка обижают одноклассники
К сожалению, почти в каждом детском коллективе есть ребенок, который по той или иной причине исполняет роль «изгоя». Его обижают, над ним смеются, издеваются, в лучшем случае – просто не дружат или коллективно не обращают внимания.
Часто причиной такого отношения одноклассников становится какая-то весьма заметная внешняя особенность ребенка. Так причиной насмешек и издевательств может стать вес, цвет кожи, цвет волос, ношение очков, немодная одежда, нежелание быть таким, как все, физическая слабость. Перечислять тут можно долго, в качестве фактора «раздражающего» детский коллектив может выступать все, что угодно.
Да и зачастую не все ребята в классе настроены против ребенка. В таких группировках стоит только лидеру невзлюбить кого-то по той или иной причине (даже если ребенок просто гораздо умнее признанного обществом гения), и тот становится аутсайдером. Согласитесь, чувствовать себя в такой роли не очень приятно и понимание, что каждый день несет тебе очередную порцию издевательств не вызывает ни малейшего желания переступать порог класса.
Часто ребенок даже сам себе боится признаться в том, что он оказался в такой, тупиковой с его точки зрения, ситуации. Из-за этого он активно игнорирует проблему, и как правило если и жалуется, то не на неприятие одноклассниками, а на то, что у него не получается найти общий язык с учителем или говорит, что в школе просто скучно. Однако с каждым днем уговорить ребенка встать утром с постели становится все труднее и труднее. Нередко в работу включается и психосоматика: буквально «на ровном месте» у ребенка может начат болеть голова, живот, повышается температура.
Что делать
Заподозрили неладное – главное, не вмешиваться «напрямую». Если вы, в пылу эмоций, влетите в класс с целью разобраться с обидчиками сына или дочери раз и навсегда, ситуация только ухудшится. Ведь вы не сможете находиться с ним всегда рядом, а как только уйдете, его начнут дразнить с удвоенной силой, теперь еще и потому, что он «маменькин сыночек» и «ябеда».
Конечно, мы все любим давать друг другу советы, но ребенку от наших «умностей» легче не станет. Взрослые советы пока совсем неэффективны по той просто причине, что у 10-ти летнего человека пока еще нет нашей 30-ти летней уверенности и силы, а также нашего, отточенного с годами, умения отгораживаться от проблем монолитной стеной или игнорировать обидчиков ледяным молчанием. Если бы он мог так поступать – проблем с переживаниями из-за отношения одноклассников у него бы вообще не возникало.
Как действовать: самое верное – оказывать ребенку максимальную поддержку. Выслушивайте его, когда он будет жаловаться, говорите, что вы его понимаете и любите. Возможно, такая ситуация – явление временное. В роли изгоя, согласно психологическим исследованиям, в той или иной степени побывал каждый четвертый ребенок. И благополучно из нее вышел! Поэтому не лишайте сына или дочь уникального шанса получить ценный опыт преодоления недоброжелательного отношения окружающих. Такое в жизни точно пригодится.
Параллельно с родительским пониманием старайтесь повысить самооценку ребенка. Для этого ему необходимо почувствовать себя признанным и популярным. Причем не только родителями, а такими же детьми, как он сам. Необходимо найти детское общество, в котором его индивидуальность будут ценить, а не отторгать. Театральная студия поможет разговорить молчуна и найти применение слишком болтуну, секция баскетбола покажет, что рост это круто ребенку, который на голову выше своих сверстников, а заучка и ботан, над любовью которого к энциклопедиям смеются в обычной школе, будет незаменимым кадром в команде юных интеллектуалов во время турнира «Что? Где? Когда?».
Увидев, что его особенностью можно гордиться, его будут гораздо меньше задевать насмешки одноклассников, чего, собственно, и необходимо было достигнуть.
Если же ситуация развивается не так радужно, а отношения с одноклассниками становятся все хуже и даже доходят до рукоприкладства, стоит подумать о том, чтобы перевести ребенка в другую школу. Чтобы еще раз не наступить на те же «грабли», лучше предварительно уточнить, занято ли в новом классе место изгоя, а также понять, насколько в новом детском коллективе сильна группировка, направленная на учебу, а не на травлю неугодных ребят.
Проблема №2: ребенок слишком сильно переживает из-за плохих оценок
Как давно ваш ребенок приходил из школы в слезах или прятал от вас дневник, в страхе, что родители увидят его плохую оценку? Его вообще не волнует успеваемость? Конечно, разгильдяйство – тоже форма защиты от внешнего мира, но и слишком сильные переживания по поводу собственной успеваемости также являются сигналом, что далеко не все идет так, как надо.
Что делать
В 99% из 100, такое отношение ребенка – отзеркаливание вашего, взрослого, субъективизма. Ведь это мы, родители, безапелляционно говорим своим детям, что учиться необходимо только на «отлично», намекаем, что вот «Леночка уже давно освоила задачи по физике» или пугаем, что в случае плохих оценок ребенка ожидает будущее дворника.
Но, согласитесь, выполнять учебные задания на высший бал получается не всегда. Ведь мы с вами тоже не всегда пребываем в «полной боевой готовности» на работе. Иногда хочется расслабиться, поболтать с коллегой, чуть дольше погулять в обеденный перерыв или заглянуть в интернет вместо заполнения злополучного отчета для начальства. Правда, ведь, мы позволяем себе такие вольности хотя бы время от времени? А вот наши дети, как стойкие оловянные солдатики, должны всегда быть «на высоте». Да что там оловянные – олово ведь достаточно плавкий металл, скорее титан.. Наши дети должны быть титанами в мире знаний. Не отвлекаться, не шалить, не расслабляться, задания выполнять только на «отлично»! А за невыполнение – суровое наказание…
Как думаете, уютно ли ребенку в таких условиях? Может ли он полюбить сам процесс обучения, если в его голове невыносимой занозой сидят родительские слова «и только попробуй мне принести другую оценку». Оценка… Именно на ней сфокусировано все внимание ребенка. Она должна быть самая максимальная, ведь иначе его ждет суровое разбирательство дома, холодное презрение от перфекционистки-мамы или скандал от вспыльчивого отца.
А разве так должно быть? Родители обязаны транслировать ребенку мысль, что да, хорошие оценки это замечательно и очень важно, но гораздо важнее – интерес к предмету и учебе в целом. Хвалите ребенка за приложенные усилия и сравнивайте не с отличницей Катенькой, а с ним самим только год, месяц, день, неделю назад. Подчеркивайте, что его почерк стал лучше, что ему уже удается прочитать стихотворение с выражением, решить такую сложную задачку (а ведь в прошлой четверти не получалось!).
Часто именно такие, принципиально бескомпромиссные в отношении оценок ребенка родители, вырастают из тех самых детей, которые сами в детстве регулярно получали нагоняй за успеваемость. Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок также боялся вашего праведного гнева, а потом, 30 лет спустя, все также сотрясал дневником над головой неразумного чада, зачастую не понимая, зачем он это делает? Вряд ли… Ведь именно так мы лишаем ребенка самого главного – понимания, что родители любят их не за что-то, а просто так. Что родительскую любовь ненужно заслуживать — она безусловна. А оценки – это, конечно, важно, но ведь теплые отношения между дочкой и мамой, сыном и папой – гораздо важнее. Стоит только вам, родителям, самим в это поверить.
Проблема№3: у ребенка нет друзей в школе
Проблемы с отношениями в школе не всегда связаны с тем, что ребенка кто-то обижает – иногда окружающие ребята его просто игнорируют. Чаще всего с такой проблемой сталкиваются в двух случаях:
- ребенок достаточно скромный, с трудом вступает в разговор, не инициирует общение, говоря современным языком — интроверт;
- когда ребенок был вынужден поменять школьный коллектив и перейти в другой класс или школу.
Если в новый коллектив приходит бойкий и общительный новый ученик, для него часто не составляет труда найти новых друзей. Он просто начинает разговаривать сразу и со всеми. На различные темы. Постоянно :-). Это срабатывает! А если новенький стоит и жмется тихонько в уголочке или стеснительно проходит мимо играющей кутерьмы одноклассников, хотя в его глазах и читается искренняя заинтересованность процессом – его вряд ли позовут. В таких случаях важно самому проявлять инициативу. И если сложно сразу входить в самую гущу событий, то, по крайней мере, дружелюбно заговорить с парой таких же тихонь, как и он – ребенок может. Его просто необходимо на это настроить.
Что делать
Для начала удостоверится в том, что ребенок вообще хочет заводить новых друзей. Конечно, необщительные дети – это исключение из правил, но такое бывает.
Однако большинство детей испытывают необходимость быть частью коллектива и свободно общаться с одноклассниками. И родители могут ему в этом помочь. Несколько простых ситуаций помогут растопить лед между вашим ребенком и одноклассниками.
Ситуация 1: курс на детей. Устройте какое-нибудь небольшое веселое мероприятие – вылазку на природу, мастер-класс, пикник, небольшой поход, экскурсию. Пригласите ребят из класса своего ребенка. За стенами школы в ситуации, когда все расслаблены и отдыхают, дети более расположены к контактам, поэтому наладить общение ребенку удастся немного проще.
Форумчанка Татьяна рассказывает: «Когда мы переехали в новую квартиру, и Сережка пошел в новую школу, изначально он не очень сходился с одноклассниками. Ну, оно и понятно, в 13-ть лет уже в классе есть свой, сложившийся коллектив. А он у меня не из тех, кто будет активно общаться с окружающими – сдержанный товарищ, что тут скажешь. Но вижу – переживал, так как в старой школе у него было много друзей среди мальчишек, и девчонки его любили. На одном из первых родительских собраний наша учительница спрашивает, возможно, кто-то из родителей работает на каком-то интересном предприятии, по программе нужно посетить с детьми что-то в целях профориентации. Я работаю директором магазина игрушек, у нас хороший коллектив, да и работать к нам часто приходят ребята не на много старше Сережки, буквально после школы. Я вызвалась организовать экскурсию по моему магазину, благо посмотреть есть что, магазин большой, ассортимент — отличный. Я сама рассказывала детям, где мы заказываем игрушки, как они к нам приходят, показывала работу продавцов, объясняла их обязанности, а в конце отвечала на вопросы, которых оказалось очень много. Ну и игрушки – разве какой-то ребенок останется к ним равнодушным! Я и сама их до сих пор люблю. На следующий день Сережка сказал, что экскурсия всем понравилась, одноклассники единодушно его приняли, как своего и даже завидовали, что ему так повезло с клёвой мамой! Я искренне рада, прямо гора с плеч, ведь сын теперь идет в школу с радостью».
Ситуация 2: курс на взрослых. Кто сказал, что вам самим не нужно как-то обосновываться в новой школьной среде? Попробуйте пригласить в гости родителей кого-то из новых одноклассников. А они, безусловно, возьмут в гости и своего ребенка, чтобы ему не было скучно дома. Чем занять взрослых, надеемся, вы сориентируетесь без наших подсказок, а вот досуг детей стоит подготовить. Приобретите новую настольную или спортивную игру, конструктор, творческий набор, предложите погулять с собакой, построить крепость из подушек, занятие может быть любым. Главное условие – дети должны делать его сообща и при этом не смотреть в компьютер, айпад или телевизор. Они должны общаться и находить общие точки соприкосновения.